ФИП // Тема дня

Что могут дать ФИПы системе образования


Что могут дать ФИПы системе образования
Фото Татьяны Давыдовой

26 апреля в рамках сетевой Межрегиональной апрельской онлайн-конференции «Эврика – Авангард-2021» состоялся круглый стол с участием министра просвещения РФ Сергея Кравцова на тему «Государственные задачи и инициативы в системе образования».

Главной темой стала «перезагрузка» сети федеральных инновационных площадок.

Открывая заседание, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский рассказал об истории возникновения федеральных инновационных площадок, которая началась около 30 лет назад, в середине 1980-х годов, когда создавались первые авторские школы. В 1998 году им был присвоен статус федеральных экспериментальных площадок, а в 2004 году – федеральных инновационных площадок (ФИП).

Однако несколько лет назад инновационное сообщество было отстранено от этого движения, в результате произошел некоторый спад. В начале этого года Министерство просвещения пришло к выводу о необходимости обновления сети ФИП, и это событие, по мнению Александра Адамского, можно назвать историческим.

Стратегические задачи образования: зарплата педагогов, цифровая среда, воспитание

В своем докладе министр просвещения Сергей Кравцов представил стратегические задачи системы общего образования России.

Во-первых, это создание Цифровой образовательной среды в школах, в рамках которой разрабатываются отечественные программные продукты, в том числе видео-конференц-связь «Сферум». Она уже используется, в том числе и в деятельности самого Министерства просвещения, для проведения различных совещаний с регионами.

Во-вторых, это подготовка учителей, которая, по оценке Сергея Кравцова, не может не вызывать тревогу. Как показал анализ программ педвузов, они очень не сбалансированы: например, 70% учебных часов отводится на предметную подготовку, 10% – на методическую и 5% – на практику. Аналогичная картина – в системе дополнительного профессионального образования педагогов.

В-третьих, это зарплата учителей. На сегодняшний день 700 тысяч учителей имеют ставку ниже МРОТ, которая во многих случаях составляет 3–4 тысячи рублей. А от ставки высчитываются северные коэффициенты, различные выплаты и надбавки. В настоящее время, по словам министра, разрабатывается система оплаты труда педагогов, одна из задач которой – приравнять ставку к МРОТ.

«Идеально, конечно, сделать ставку 70% по средней зарплате региона, но это достаточно большие, существенные средства», – отметил Сергей Кравцов.

В-четвертых, это создание новых школьных стандартов, которые министр назвал ключевым вопросом системы образования. Уже написан проект ФГОС, в котором, в отличие от действующего, отражены воспитательные моменты и soft skills. Открытыми пока остаются вопросы содержания образования и объемов обязательной учебной нагрузки и внеучебной деятельности.

«Если у нас нет договорённости по поводу стандартов (а от стандартов зависят программы, учебники, подготовка в педагогических вузах, повышение квалификации, все оценочные процедуры ЕГЭ, ОГЭ и ВПР), то здание (то есть система образования. – Ред.) и дальше останется очень зыбким», – констатировал Сергей Кравцов. Он выразил надежду на сотрудничество в этой сфере с экспертами ИПОП «Эврика», имеющего интересные наработки по созданию ФГОС 4.0.

В-пятых, это возвращение воспитательных функций в систему образования, которые в прошлом году были закреплены поправками в Закон «Об образовании в РФ».

Сергей Кравцов напомнил о том, что в 10 пилотных регионах отобраны на конкурсной основе 2,5 тысячи человек, сейчас они проходят обучение на базе Международного детского центра «Артек». Эти педагоги получат новую специальность – советники директоров по воспитательной работе. По словам Сергея Кравцова, «их задача состоит в организации внеучебной координационной деятельности с отраслями культуры, спорта, создании в каждой школе кружков, школьных театров, походов – то есть всего того, что интересно детям и что способствует их развитию».

Практически все стратегические задачи, перечисленные министром просвещения, решают федеральные инновационные площадки.

Об этом свидетельствовали выступления участников круглого стола, каждый из которых не только рассказал о своей деятельности и ее результатах, но и поделился своими планами на ближайшую перспективу.

Социализация: путевка в жизнь для трудных подростков

Так, директор Хабаровского краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Александр Петрынин с 1992 года работает с самыми трудными детьми. Его центр был создан на волне борьбы с беспризорностью и социальным сиротством. Но и сегодня, в более благополучное время, острота стоящих перед этой организацией задач не снижается: по словам Петрынина, подростки подвергнуты влиянию криминальной субкультуры, распространенной на Дальнем Востоке, который в свое время был местом ссылок, и до сих пор там действует много пенитенциарных учреждений. Более успешные люди покидают регион, и растет процент маргинальных. Хабаровский край входит в первую десятку российских регионов по уровню преступности. Поэтому центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи решает две важнейшие задачи: декриминализация и социализация подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. И с этой задачей центр успешно справляется: здесь не только дают путевку в жизнь таким детям, но с 2003 года проводят повышение квалификации учителей. Разработаны новые специализации: педагог-конфликтолог, педагог улицы, педагог-реабилитолог.

«Инновационная площадка – это не временное образование, а место, где системно реализуются новые способы решения современных задач», – подчеркнул Александр Петрынин.

Он предложил включить это направление в программу подготовки учителей в педвузах и выразил готовность поддержать это начинание на площадке руководимой им организации.

Сергей Кравцов отметил, что «мы несем ответственность за этих детей, и важно дать им шанс, чтобы совершенные ими проступки не сломали их дальнейшую жизнь».

Профориентация: путь в мир высоких технологий

Еще одно важнейшее направление – профориентация школьников. Директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, профессор Елена Казакова представила проект «Школьная неделя высоких технологий», который позволяет школам взаимодействовать с партнерами из сферы высокотехнологичного бизнеса.

Проект объединил крупные компании, в том числе Роскосмос, Росатом, Росгидро, Роснано, которые разрабатывают уроки и событийные планы, проходящие в течение одной недели на базе конкретной школы. За время существования проекта было создано 126 таких уроков-погружений. Их тематика охватывает самые актуальные отрасли: энергетику, безопасность; высокие технологии мирового уровня, в том числе применяемые в экстремальных условиях; финансы, машинное обучение. В 2021 году 1 миллион 455 тысяч школьников приняли участие в этих мероприятиях, сайт проекта собрал более 30 тысяч постоянных пользователей.

Но самым главным результатом деятельности Елена Казакова считает то, что «методом проб и погружения ребёнка в профессию мы начинаем его ориентировать на эту жизнь и действия в мире будущего».

Не менее значимо и то, что в процессе реализации таких проектов школа становится открытой благодаря сотрудничеству с современным бизнесом, наукой, миром высоких технологий.

Не случайно в этом году, объявленном Годом науки, «Школьная неделя высоких технологий» вошла в официальный правительственный план наиболее значимых событий.

Высоко оценил эту работу и Сергей Кравцов. По его мнению, «профессиональная ориентация – это тот навигатор, который позволяет самореализоваться школьнику и выбрать ту или иную специальность». В качестве доказательства он привел данные опроса ВЦИОМ, согласно которым дети на первое место ставят вопрос самореализации, в том числе в будущей профессиональной жизни.

Сетевое взаимодействие: столичные школ становятся донорами образования

Директор лицея № 9 г. Красноярска Ирина Осетрова рассказала о нескольких проектах, реализованных на базе своей школы – федеральной инновационной площадки, за последние 10 лет. Особо она выделила проект «Сетевая школа «Лидер+», которая имеет свой сайт для дистанционного обучения. В этом случае лицей выступает в качестве донора для сельской малокомплектной школы – Петропавловской СОШ № 39 Курагинского района Красноярского края.

Как отметил директор этой школы Константин Гуреев, «без вхождения в инновационную социальную сеть “Лидер” вряд ли бы мы смогли справиться с теми вызовами, которые мы обнаружили в первый учебный год новой школы, которая открылась в этой деревне».

По его словам, до этого в деревне не было вообще образовательных учреждений, и половина учащихся проходила обучение в семейной форме. Сотрудничество с лицеем «Лидер» позволяет снять дефициты профессиональной подготовки педагогов, организовывать интересные мероприятия для учеников (дебаты, экспедиции) и ориентироваться в современных образовательных трендах.

Однако, по словам директора Константина Гуреева, до сих пор нерешенными остаются вопросы взаимозачета учебных результатов школ сети и зарплаты педагогов, работающих в проекте. Сергей Кравцов пообещал взять этот вопрос на заметку.

Нейросеть и цифровой рубль

Эксперт в сфере образовательного и финансового права Вадим Чеха продолжил тему сети, но уже в новом технологическом аспекте.

Он взял на себя смелость предложить формирование такой нейросети образовательных организаций, в рамках которой федеральные инновационные площадки могут выполнять функции основных структурных узлов-кластеров, позволяющих на горизонтальном уровне передавать другим школам важные для их деятельности ресурсы.

В этом случае речь идёт о реформировании трудовых отношений, когда возникает проблема учёта рабочего времени учителя, осуществляющего образовательный процесс в дистанционной форме, внедрение цифрового рубля (не путать с криптовалютой) в сферу платных образовательных услуг, что позволит существенно расширить экспортные возможности русской школы за рубежом. Наконец, один из существенных элементов будущего проектирования – это придание цифровой образовательной платформе статуса субъектности в образовательных отношениях, что предполагает соединение цифровой платформы с искусственным интеллектом. Такая платформа будет выполнять функции работодателя в отношении педагогических работников полностью либо частично, например, осуществлять подбор педагогических работников в сети в алгоритмическом режиме, определять их статус и исследовать их документы, позволяющие устанавливать трудовые отношения.

Эти предложения, по замыслу Вадима Чехи, станут основой для разработки в рамках федеральных инновационных площадок таких тем, как правовое регулирование цифровых платформ на уровне школы.

Сергей Кравцов с интересом отнесся к этой инициативе, подчеркнув, что в ряде случаев дистанционные технологии помогают обеспечить непрерывность образовательного процесса, например, для часто болеющих детей или для учащихся Республики Саха (Якутия), где в период сильных морозов закрываются школы и учебный процесс продолжается в онлайн-формате.

В то же время министр подчеркнул, что информационные технологии не заменят учителя и школу.

Полилингвальное образование: физика на английском

Не остаются в стороне от инновационной деятельности и педвузы. Заведующий кафедрой общей и экспериментальной физики Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Григорий Гольцман рассказал о программе подготовки учителей физики на английском языке. Такие специалисты сейчас очень востребованы не только в школах с углубленным изучением иностранных языков, но и в области фундаментальной или прикладной науки, в наукоемком производстве. Также студенты активно занимаются просветительской деятельностью и популяризацией физики.

Такая программа пользуется большим успехом у иностранных граждан, приток которых на профильный факультет МПГУ увеличился благодаря новой программе, повысился престиж МПГУ на мировом рынке образовательных услуг.

Григорий Гольцман предложил создать сеть инновационных площадок полилингвальной подготовки педагогов на базе МПГУ.

Признавая важность проектов ФИП в сфере общего и высшего педобразования, Сергей Кравцов просил специалистов обратить внимание на среднее профессиональное образование, которое сегодня нуждается в серьезных реформах. Он напомнил, что более 600 тысяч выпускников 9-х классов (54% от общего числа) поступают в техникумы и колледжи.

И хотя движение Wolrdskills играет важную роль в преобразовании СПО, но оно охватывает в основном «высшую лигу» таких учреждений, поэтому необходимо создавать ФИПы в массовом звене этой системы.

«Пересборка» содержания образования на основе общественного договора

Учитель литературы гимназии № 1514 г. Москвы, председатель Гильдии словесников, член Совета по русскому языку при президенте РФ Антон Скулачёв в своем выступлении обратил внимание на общую проблему для школ и техникумов – это профессиональное выгорание педагогов, обусловленное не столько финансовыми причинами, сколько утратой смыслов деятельности.

В связи с этим он предложил «поддержку учительских инициатив, создание возможностей для развития педагогов, в том числе неформального, не укладывающегося в прокрустово ложе курса повышения квалификации, но зато включающего новые методики поддержке детей в сложной ситуации».

Делать это можно, опираясь на уже имеющийся опыт сообщества «Методическая копилка словесников», которая объединяет 8,5 тысячи учителей.

Сейчас, по его мнению, стоит задача сбора и систематизации различных практик, в том числе на основе платформ, энциклопедий или сборников, краудсорсинговых проектов.

Необходимость «пересборки» содержания образования возникает из-за того, что ЕГЭ предъявляет к школьному предмету одни требования, современная наука – прямо противоположные, а личностные потребности ученика совсем не учитываются,

В связи с этим Антон Скулачёв выступил с инициативой начать общественный диалог о смыслах образования с участием родителей, представителей бизнеса, науки, культуры.

Очень важно отметить тот факт, что наряду с федеральными инновационными площадками в регионах создаются и успешно действуют муниципальные. Об этом рассказал мэр г. Улан-Удэ Игорь Шутенков. Такой статус получили 18 школ бурятской столицы. Их опыт будет представлен на Байкальском образовательном форуме.

В завершение круглого стола Сергей Кравцов выступил с двумя важнейшими решениями.

Во-первых, функции регулирования сети ФИП передаются департаменту образовательной политики и управления в сфере общего образования под руководством Евгения Семченко.

Во-вторых, в Институте управления образованием РАО совместно с инновационным сообществом планируется открыть лабораторию управления инновационными процессами, которая будет администрировать эту работу: проводить экспертизу, собирать и анализировать ежегодные отчёты, составлять банк данных ФИП.



Новости





























































Поделиться