Педагог, журналист, кинокритик, куратор социальных проектов Валерий Бондаренко рассказал о тайнах биографии великого писателя.
Еще в юности Достоевский записал в своем дневнике: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время».
Самая первая загадка Достоевского связана с его отцом – Михаилом Андреевичем Достоевским. В 1928 году Зигмунд Фрейд опубликовал свою работу «Достоевский и отцеубийство», а, по версии дочери писателя Любови Достоевской, прототипом Федора Карамазова из романа «Братья Карамазовы» был отец Достоевского.
Существует легенда, что Михаила Достоевского в 1839 году убили и оскопили крестьяне в его имении Даровое из-за того, что он приставал к крепостным крестьянкам.
Однако на самом деле отец писателя умер из-за апоплексического удара, а слухи о его убийстве распускали соседи.
Кроме того, нельзя полностью отождествлять Михаила Достоевского с Федором Карамазовым, потому что отец писателя, по словам Валерия Бондаренко, был довольно гуманным для того времени человеком (например, в его семье было запрещено пороть детей), он очень любил свою жену – мать Достоевского Марию Нечаеву и очень горевал после ее смерти, а сам Достоевский с ностальгией вспоминал свое детство как светлый период жизни.
Федор Достоевский не был идеальным человеком, после смерти жены он ушел в запой, деградировал и вел не самый праведный образ жизни, однако смерти своему отцу писатель никогда не желал. Но тем не менее легенды, которыми окружена смерть его отца, создали завесу тайны и над биографией самого писателя.
Вторая загадка Достоевского связана непосредственно с его творчеством. После выхода его первого романа «Бедные люди» Белинский сравнил Достоевского с Гоголем, но следующие произведения писателя разочаровали выдающегося критика и его литературное окружение.
Им казалось, что Достоевский уходит все дальше от критического реализма к романтизму, создавая образы героев-мечтателей, страдающих от неразделенной любви. Валерий Бондаренко опровергает это мнение, считая, что для писателя были важны социальные проблемы, просто он показывал их иначе, чем его современники. Тем не менее за начинающим писателем закрепилась репутация «дебютанта, не оправдавшего надежд», что, конечно, не соответствовало действительности.
Третья загадка Достоевского – это его эпилепсия, которая мучала его почти до конца жизни. Перед эпилептическим припадком он испытывал эйфорию и чувство гармонии, а после – несколько дней депрессии и упадка сил.
«Эти два эмоциональных полюса характерны для многих произведений Достоевского, не говоря о том, что этой болезнью он наделил разных своих героев – от мерзавца Смердякова из “Братьев Карамазовых” до князя Мышкина из романа “Идиот”», – отметил Бондаренко.
Следующая таинственная страница жизни писателя связана с резким переходом от революционных, атеистических настроений (участие в кружке Михаила Петрашевского) к монархическим, консервативным взглядам. Это произошло после многомесячного пребывания в Алексеевском равелине Петропавловской крепости и жестоко инсценированной казни петрашевцев в 1849 году. Пережив эти трагические события, писатель переосмыслил свою жизнь и пришел к вере.
Правда, по словам Бондаренко, эта вера не была столь однозначной, он все время сомневался и находился в поиске истины. Об этом свидетельствует роман «Идиот», главный герой которого – князь Мышкин – воплощает в себе образ Христа.
«Все его любят, все к нему тянутся, но в итоге каждый из героев остается рабом своих страстей, часто губительных, и они губят самого Мышкина. И почти в каждом произведении Достоевского есть герой – проповедник евангельских ценностей, а жизнь все равно развивается по своему сценарию. Не в этом ли выражается сомнение писателя в действенности христианской проповеди, в ее способности изменить мир?» – спрашивает Валерий Бондаренко.
Не случайно, по мнению некоторых литературоведов, Алеша Карамазов к концу недописанного Достоевским романа «Братья Карамазовы» мог превратиться из монаха-послушника в революционера-бомбиста.
Еще одна загадка биографии Достоевского связана с его харизмой, которая помогла ему выжить на каторге. Рассеянный, тихий, припадочный человек, не соблюдавший «понятий», не вызывал симпатий среди заключенных, которые поначалу даже планировали его убийство. Однако своим мужественным поведением в сложных ситуациях писатель заслужил доверие и уважение с их стороны.
Достоевский очень гордился тем, что во время отбывания каторги он сблизился с народом, полюбив многие черты русского национального характера. Изменил он и свои политические убеждения, став монархистом. В 1855 году, уже после выхода на свободу, Достоевский посвятил верноподданническую оду взошедшему на престол императору Александру II.
По мнению Бондаренко, в таком поведении Достоевского можно было бы усмотреть признаки «стокгольмского синдрома», когда жертва становится на сторону палача, но на самом деле за этим стояли гораздо более сложные процессы, которые привели к такой разительной перемене. Чтобы это понять, стоит прочитать «Записки из мертвого дома».
Интерес к творчеству Достоевского растет во всем мире. И 200 лет спустя мы открываем его произведения как великую тайну, которую еще предстоит разгадать.