«...О истина! колико ты тяжка чувствительному сердцу,
когда ты бываешь в укоризну...»
А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»
У природы нет плохой погоды
Так получается, что уже сам факт рождения делает нас неравными по отношению к другим. И в большинстве случаев это зависит не от нас, а от того места, где мы родились. В XIX веке очень популярной была концепция географического детерминизма, к развитию которой причастны и российские ученые и философы, например, брат знаменитого медика Ильи Мечникова Лев. Эта концепция объясняла различия в уровне общественного развития между народами и государствами природными факторами: доступом к водным ресурсам, благоприятным или неблагоприятным климатом, равнинным или горным рельефом. Так, например, более высокий уровень развития стран Европы объяснялся тем, что эти страны находятся в областях благоприятного умеренного климатического пояса. Получается, что тем, кто родился, скажем, в долине Рейна или Волги, изначально «свыше» повезло намного больше, чем тем, кто появился на свет в верховьях Нила или в горах Алтая. Конечно, жизненные примеры показывают, что природные факторы далеко не всегда оказывают решающее благоприятное или неблагоприятное влияние, однако факт остается фактом. Место, где мы родились и где мы учимся, работаем и живем, немалым образом определяет наше экономическое и социальное благополучие. Современный уровень развития общества сильно снизил зависимость человечества от природных условий. Сегодня жители территорий с не слишком благоприятными природными условиями подчас живут намного лучше, чем те, кому посчастливилось родиться в тепле, под солнцем, в районах с богатыми плодородными землями и водными ресурсами.
По данным PISA
И уровень образования точно так же не зависит напрямую от природных факторов. Так, например, если посмотреть результаты международного сопоставительного исследования PISA, в первой десятке – страны, находящиеся в очень разных природных условиях: Южная Корея (9-е место по читательской грамотности, 7-е место – по математической грамотности, 7-е место по естественно-научной грамотности), Финляндия (7-е, 16-е, 6-е места), Сингапур (2-е, 2-е, 2-е места). Вопреки расхожему мнению, на уровень нашего благосостояния не влияет прямым образом и доступ к месторождениям полезных ископаемых, хотя этот доступ или его отсутствие тоже являются факторами неравенства. Тем не менее огромные запасы нефти в странах Аравийского полуострова не делают там образование качественнее, чем, например, в Финляндии, где месторождений нефти и газа нет вообще.
Гораздо большее влияние на развитие образовательного неравенства оказывает сочетание природных и социально-экономических факторов.
Важен не только сам факт наличия ресурсов, но и то, как люди ими пользуются. Например, в последнем исследовании PISA Эстония заняла 5-е место по читательской грамотности, 8-е место по математике, 4-е место по естественно-научной грамотности, а ее соседи Латвия и Литва – соответственно 30-е, 24-е, 29-е места (Латвия), 34-е, 35-е, 31-е места (Литва). Сопоставляя эти страны, можно увидеть, что природные условия там более или менее схожие, схожа и ситуация с ресурсами. Более того, все три страны одновременно получили независимость и одновременно вошли в состав Европейского союза. Тем не менее, само качество жизни в них сильно различается, а по уровню школьного образования Эстония заметно опередила своих соседей.
Различия между севером и югом, западом и востоком
На более глобальном уровне Всемирный банк, например, проанализировал различия в уровне образования стран Северного и Южного полушария. Несмотря на отсутствие точных сопоставительных данных, исследование говорит об отставании стран Южного полушария как по образовательным результатам, так и по условиям, в которых учатся школьники и студенты. Так, например, во время пандемии COVID-19 страны Южного полушария столкнулись с гораздо более серьезными проблемами, чем страны Северного полушария, даже просто потому, что начало пандемии в Северном полушарии пришлось на вторую половину учебного года, а в странах Южного полушария – на первую. В результате многие страны Южного полушария задержали начало учебного года, и общие потери школьников этих стран оцениваются Всемирным банком предварительно в 0,9 учебного года. В странах Северного полушария потери, по прогнозам, будут значительно ниже.
Чем больше у государства территория, тем больше разнообразие природных и социально-экономических условий. Если рассматривать, например, территориальные закономерности развития российских регионов, то можно выделить два вектора: север-юг и запад-восток. И действительно, европейская часть страны более развита, чем азиатская, а регионы центральной и северной части европейской зоны имеют лучшие показатели, чем регионы юга страны. В 2018 году Институт образования НИУ ВШЭ провел исследование состояния образовательной инфраструктуры в разных регионах. По результатам этого исследования, например, Ямало-Ненецкий автономный округ занял 1-е место, Санкт-Петербург разделил 2–4-е места, Ханты-Мансийский автономный округ – 6–7-е места, Республика Ингушетия, Чеченская Республика разделили 74–78-е места, Республика Дагестан – 83-е место, Еврейская автономная область – 84-е место, Забайкальский край – 74–78-е места. Эти данные в целом подтверждают гипотезу об усилении различий по линиям север-юг и запад-восток. Но было бы слишком большим упрощением рисовать геополитические линии такими широкими мазками.
Путешествие из Петербурга в Москву
Отправимся вслед за Александром Николаевичем Радищевым из Петербурга в Москву. Расстояние между этими двумя городами – около 700 км. Сегодня их можно преодолеть на скоростном поезде за 4 часа, а на самолете – меньше чем за час. Путь из Петербурга в Москву пролегает через четыре области: Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую и Московскую. Сравним основные показатели перечисленных регионов, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Например, двигаясь из Петербурга в Москву, средняя заработная плата педагогов общеобразовательных школ за ставку 18 часов разительно меняется. По данным на середину прошлого года, в Санкт-Петербурге она составила 41 675 рублей, в Ленинградской области – уже 33 761 рубль, в Новгородской области – всего 19 206 рублей, в Тверской области подросла до 24 102 рублей, в пределах Московской области – в среднем 47 459 рублей, наконец, в столице – 68 957 рублей. Таким образом, разница между максимальным (московским) и минимальным (новгородским) окладами составила 49 751 рубль.
Возьмем другой образовательный показатель – «Доля школьных зданий, не имеющих водопровода, канализации, отопления» (см. рис. 1).
Рис. 1. Доля школьных зданий, не имеющих водопровода,
центрального отопления, канализации
(по данным 2019–2020 учебного года, Минпросвещения России)
Картина повторяется. В Москве значение этого показателя минимальное. Затем оно незначительно растет в Московской области, в Тверской области доля школьных зданий без благоустройства резко растет, чтобы снова снизиться сначала в Новгородской, потом в Ленинградской области и сойти на нет в Санкт-Петербурге.
Итак, 700 км между двумя российскими столицами. Но основные показатели между ними отличаются значительно. Природные условия при этом почти одинаковые. Зато насколько разными будут школы и по условиям обучения, и по оплате труда, и по качеству образования!
Там, где полярная ночь
Однако Россия очень разнообразна и по природным, и по социально-экономическим условиям. В некоторых случаях это оказывает очень серьезное влияние на характеристики школ в разных регионах. Так, в стране 60–65% территорий с вечной мерзлотой. Около 20% территорий находится за Полярным кругом. Около 500 тысяч человек проживают в труднодоступных районах. Примерно 30% территорий страны не газифицировано, 65% территории России находится в зоне, не охваченной централизованным сетевым энергоснабжением. На этой территории проживают около 20 млн человек. В Республике Саха–Якутия 40% территории находится за Полярным кругом, 2/3 территории – горы и плоскогорья, плотность населения не превышает 0,21 человека на 1 км2. Для сравнения: плотность населения в Московской области – 174 человека на 1 км2. К северным территориям относятся и Ямало-Ненецкий, и Ханты-Мансийский автономный округа. Суровые природные условия формируют факторы, оказывающие влияние и на школьное образование. В Салехарде (ЯНАО) значительная часть года – полярная ночь. Ученики вынуждены заниматься в условиях искусственного освещения большую часть дня в течение учебного года. В условиях вечной мерзлоты сами школьные здания в этом и ряде других приполярных регионов отличаются от обычных: они строятся на сваях, так как грунт подвижен. Серьезно ограничены школьники и в транспорте. В ряде населенных пунктов отсутствуют стационарные дороги, и снабжение осуществляется только по зимникам или по воде в короткий судоходный период.
Горные территории Северного Кавказа и юга Сибири не менее специфичны. Там нет крупных школьных зданий из-за достаточно высокой сейсмической активности, часть из них не имеют всех благоустройств, а также ограничены в доступе к интернету.
Условия обучения зависят не только от финансирования
Итак, регионы России очень разнообразны по своим природным условиям. Однако зачастую даже регионы-соседи очень отличаются друг от друга (как в случае с нашим воображаемым путешествием из Петербурга в Москву). Например, на Дальнем Востоке друг с другом граничат Еврейская автономная область и Хабаровский край. Эти регионы как будто находятся на разных полюсах, если сравнивать их образовательные показатели. Например, показатель «численность обучающихся в расчете на 1 педагога-специалиста» в Еврейской АО в 1,5 раза хуже, чем в Хабаровском крае по учителям-логопедам и социальным педагогам; в 1,7 раза хуже по психологам, в 8 раз – по тьюторам. Затраты на внедрение и использование цифровых технологий в школах Хабаровского края в расчете на 1 школу в 2019/2020 учебном году составили 736,4 тысячи рублей, в Еврейском автономном округе – 300,3 тысячи рублей, то есть меньше практически в 2,5 раза.
Есть примеры, когда какими-то объективными факторами значительные различия объяснить очень непросто. Возьмем показатели образовательных условий. Эти условия закреплены в Федеральных государственных образовательных стандартах, что означает необходимость равенства для всех школьников. Однако, например, в Ямало-Ненецком автономном округе на 100 учеников приходится 86,9 компьютера (по данным Минпросвещения России 2020 года), в находящемся на втором месте в стране по этому показателю Камчатском крае – 35,5 компьютера на 100 учеников. А в Чеченской Республике и в Республике Ингушетия, соответственно, всего 7,7 и 6,7 компьютера на 100 учеников. И в результате средний по России показатель – 17,7 компьютера на 100 учеников – фактически не отражает реальной картины.
Рассмотрим еще один важный критерий – «доля школьных зданий, доступных для маломобильных групп», который отражает готовность школы к обучению детей-инвалидов, имеющих проблемы с органами движения.
В Москве таких школьных зданий – 96,8% по состоянию на 2019/2020 учебный год. В Ханты-Мансийском автономном округе – 82,3%, в Республике Татарстан – 42,7%, а в Кировской области – всего 13%.
Можно было бы предположить, что там, где больше денег, лучше и условия для обучения. Это правда, но только отчасти. Нередко в регионах, близких по параметрам экономического развития, образовательные показатели, отражающие состояние образовательной инфраструктуры, сильно различаются. В их числе – доля школьников, осваивающих программы углубленного изучения предметов. Так, например, доля таких учащихся в Республике Татарстан – 33,7%, в Москве – 27,5%, в Кировской области – 24,6%, а в Республике Бурятия – всего 7,2%, в Республике Ингушетия – 2,8%. Различия регионов по такому показателю характеризуют, таким образом, не столько объективные условия, возникшие, например, вследствие различного уровня финансирования, сколько определенную стратегию региональной образовательной политики.
Итак, территориальное неравенство рождается в головах и управленческих решениях намного чаще, чем в природе. И тут слова «очень важно родиться в правильном месте» означают «божественную лотерею». Никогда не угадаешь, где лучше, потому что головы так часто меняются, а вместе с ними меняется и удача. Цена же грамотных управленческих решений многократно возрастает, потому что именно они сегодня важнее любых природных или экономических факторов.
Природа, экономика, социокультурные особенности и управленческие решения формируют многоликий ландшафт территориального неравенства. В России есть густонаселенные и экономически более успешные Москва и Санкт-Петербург; есть северные регионы, богатые нефтью и газом, например Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа; есть проблемные, отстающие по многим образовательным показателям регионы Северного Кавказа, Республика Тыва, Республика Алтай, Еврейская автономная область; есть слабо развивающиеся регионы Центральной части России. Снижение территориального неравенства в образовании – не только образовательная задача, найти ее решение – залог процветания России.
Сергей Заир-Бек,
ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского НИУ ВШЭ
Татьяна Мерцалова,
ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского НИУ ВШЭ