Культура // Статья

Великий человек! Российский гений!

Михаил Ломоносов – основоположник отечественного национального образования.

Великий человек! Российский гений!
Иллюстрация: starsity.ru

Сейчас, когда отмечается 310‑летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (8 (19) ноября 1711 – 4 (15) апреля 1765), становится особенно явственно видно, кем он был для российского просвещения и образования на протяжении прошедших веков и, главное, кем стал.


Гражданин, ученый, просветитель

Значение деятельности М.В. Ломо­носова для судеб российского образования сопоставимо только с ролью в отечественной истории столь почитаемого им Петра I. Как император заложил фундамент современной российской цивилизации, так и Михаил Васильевич стал основоположником отечественного национального образования с рельефно выраженной патриотической и культурно-исторической направленностью.

Вся деятельность М.В. Ломоносова в данном направлении носила явно выраженную национальную направленность. Благодаря ему наука заговорила на русском языке и была постепенно освоена российской культурой. А в результате этого оказалась подготовлена почва и заложены основы для развития отечественной педагогики, научно-педагогической терминологии, а более широко – для формирования педагогического самосознания России.

Особенное значение имела столь свойственная всей его научной и педагогической деятельности широкая просветительская направленность. В создании научных и учебных учреждений он видел свой долг гражданина и ученого. Воспитание новой генерации русских людей – образованных, умных и талантливых, развитие науки и просвещение простого народа – вот так он понимал подлинную суть просветительства.

В частности, это проявлялось в последовательном выстраивании им институционально оформленного ствола светского непрерывного образования – от начальных школ до, выражаясь современным языком, постдипломного образования. При этом последовательно отстаивался демократичный всесословный характер возможности получения образования на всех уровнях.

Другой несомненной заслугой ученого является его плодотворная деятельность не просто по переносу, а по укоренению модели западного образования на русской почве. Центральным контрапунктом здесь выступала его ориентация на универсальный и фундаментальный характер образования, соединение образования с наукой и развитием промышленности.

Педагогические взгляды Ломоносова не только шире прагматичной профессиональной педагогики Петровской эпохи, но значительно мощнее и демократичнее сословной просветительской идеологии эпохи Екатерины II.

Все это свидетельствует о его уникальном месте и стратегической роли в развитии отечественного образования.

Поморский самородок

Михаил Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии (ныне с. Ломоносово). Деревня находилась на одном из девяти островов дельты Северной Двины, примерно в 140 километрах от места ее впадения в Белое море напротив города Холмогоры.

Эта местность не была культурной пустыней. Здесь еще в 1670 году в Антониево-Сийском монастыре начала действовать типография. В 1714 году при Николо-Корельском монастыре была открыта школа, а в 1723 году в самих Холмогорах, старинном центре просвещения, было учреждено Славяно-русское архиерейское училище.

Михаил рос в довольно зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова и дочери дьякона, просвирницы погоста Николаевских Матигор Елены Ивановны, урожденной Сивковой.

В семейной обстановке можно выделить два достаточно раздельных ствола – воспитание и социализация под воздействием отца, который, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный», и обучение и воспитание матерью. Елена Ивановна умела читать церковнославянские книги. Она первая возбудила в сыне интерес к чтению, ознакомила его с азбукой. Она же настояла на том, чтобы для обучения Миши грамоте был приглашен учитель. К сожалению, Елена Ивановна очень рано умерла.

Несомненно, на формировании личности Михаила сказался особый поморский менталитет, который отличали такие нравственные качества, как мужество, настойчивость, самостоятельность в решении жизненных задач, трудолюбие, предприимчивость, хозяйственность и бережливость.

На эти базовые факторы накладывался собственный опыт Михайло Ломоносова. Жизнь среди поморов, пять походов с отцом в море, борьба с лишениями, суровыми природными условиями способствовали складыванию у него необычайных физических и нравственных сил, закалили его характер, приготовили к последующей борьбе, обогатили ум разнообразными наблюдениями.

Все это вместе взятое способствовало проявлению и формированию особых личностных качеств Михаила Ломоносова. Среди них можно выделить яркое природное дарование, прежде всего великолепную память и явно выраженные филологические способности, что в тех конкретных исторических условиях выступало главными предпосылками для успешного образования.

В нем рано пробудился интерес к чтению, к познанию необычного, нового. Наблюдаемые им явления природы ставили перед любознательным подростком целый ряд вопросов, на которые он, конечно, не мог получить ответы в своем социальном окружении. В результате у Михайло Ломоносова сформировались устойчивая и сильная внутренняя мотивация к самообразованию и особенно стремление к последующему обучению.

Грамоте Миша обучился к 10 годам у соседа. Обучение осуществлялось по церковным книгам. Дальше последовало самообразование – изучение тех учебных книг, которые были созданы на протяжении XVII века и в Петровскую эпоху начала ХVIII века.

Такова каноническая версия. Однако эта традиционная трактовка процесса обучения юного помора, грамотно и четко писавшего, сейчас не выдерживает критики: уровень грамотности, почерк, стиль его письма в юные годы позволяют сомневаться в том, что так можно научиться, как об этом писал сам Ломоносов, «урывками, без системы и должного руководства со стороны учителя», «в уединенном месте на пне при свете Северного сияния». Можно предположить, что Михаил Ломоносов на протяжении четырех лет обучался, как внук церковнослужителя в Славяно-русской архиерейской школе в Холмогорах.

В целом годы, проведенные в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление дальнейшего развития.

Страсть к познанию

Стремление к знаниям побудило Ломоносова в 19 лет принять кардинальное решение – оставить родной дом и отправиться в Москву. 15 января 1731 года начинается его систематическое обучение в Славяно-греко-латинской академии, которая давала широкое общее образование. Академик Я.К. Грот отмечал: «К счастию Ломоносова, классическое учение поставило его на твердую почву европейской цивилизации: оно положило свою печать на всю его умственную деятельность, отразилось на его ясном и правильном мышлении, на оконченности всех трудов его».

В академии Ломоносов, находясь в крайне тяжелых жизненных условиях (как известно, он жил на три копейки в день), за пять лет постиг то, что иным не удавалось и за восемь. Поднялся до первого старшего класса «Философия».

В течение девяти месяцев М.В. Ло­моносов (с сентября 1734 по июнь 1735 года) проходил обучение в Киево-Могилянской академии для «более широкого знакомства с поэзией и ораторским искусством античного мира, а также философией, математикой и физикой».

Возвратившись в Москву, М.В. Ло­мо­носов самостоятельно изучает древнерусские летописи, труды греческих и римских авторов, знакомится с книгами по философии, физике, математике. Конечно, его образование носило преимущественно гуманитарный, более того, филологический уклон. В особенности значительными были его познания в области истории, поэтики, риторики. При этом учебу молодой человек совмещал с педагогической деятельностью, давая уроки детям священника.

В числе наиболее отличившихся учеников М.В. Ломоносов, не дойдя еще до высшего богословского класса, был направлен в Академический университет, и 1 января 1736 года прибыл в Петербург. Начался новый очень важный этап в его жизни. Именно здесь окончательно определились его научные интересы и склонности, проявилась способность к самостоятельным научным занятиям. Молодой ученый начал овладевать методологией и методикой научно-исследовательской деятельности, ознакомился с современной научной литературой на французском и немецком языках.

Врожденная способность к языкам дала ему возможность начать овладение немецким языком, что потом позволило попасть в число трех студентов, отправляемых в 1736 году на обучение в Германию. За границей молодой ученый пробыл пять лет: около трех лет в Марбурге под руководством знаменитого Христиана Вольфа, видного математика и педагога, и около года во Фрайберге.

Здесь произошло своеобразное погружение М.В. Ломоносова в современную западноевропейскую науку. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горного дела, но в значительной степени и сформировал общую картину всего своего мировоззрения.

Истинный патриот России

В 1739 году Ломоносов принимает твердое решение вернуться в Россию. С этого момента для него началась полная скитаний жизнь, которая продолжалась больше года. В конце мая 1740 года, направляясь на родину, он, по собственному выражению, «показался пруссакам годною рыбою на их уду» и обманом был «забрит» в рекруты, но в октябре этого же года бежал из армии и из Амстердама отправился морем в Россию.

8 июня 1741 года М.В.Ломоносов возвращается в Петербург. С этого времени ученый начал заниматься активной научно-педагогической деятельностью.

В 1742 году он был определен адъюнктом физического класса Академии наук и художеств, а в 1745 году стал первым русским ученым, избранным на должность профессора (академика) химии.

Но поскольку в академии действовала учебная часть, включавшая гимназию и университет, то молодому ученому было поручено преподавать кроме химии физическую географию, минералогию, «стихотворство и штиль российского языка». Одновременно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает курс лекций на русском языке.

В целом огромное стремление М.В. Ломоносова к знаниям совпадало с объективными процессами развития науки, образования и просвещения в современной ему России. М.В. Ломоносов связывал развитие отечественного образования прежде всего с судьбой России. Именно патриотизм ученый называл системообразующим качеством человека. В данной связи целью воспитания М.В. Ломоносов убежденно считал формирование «истинных сынов Отечества», важнейшими чертами которых являются подлинная нравственность и бескорыстное служение на благо Родины, трудолюбие, любовь к науке и знаниям.

Вся деятельность М.В. Ломоносова в данном направлении носила явно выраженный национальный тренд. Главные недостатки в сфере образования виделись М.В. Ломоносову в низком уровне грамотности населения и инокультурном характере науки и высшего образования. Идея народности ломоносовской программы образования заключалась в опоре на истинно русское в образовании. Он безгранично верил в творческие силы народа. В проекте «Регламента Академии наук» ученый-патриот писал: «Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше Отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости, но и в рассуждении высоких знаний».

Создание русской научной школы

В данной связи важнейшим направлением своей деятельности М.В. Ломоносов считал создание условий для воспитания отечественных ученых. Он отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью, вносить посильный вклад в подготовку молодых ученых – национальных кадров.

В отличие от других профессоров М.В. Ломоносов не только занимался многогранной научной деятельностью, но и стремился обучать молодых людей из «природных россиян». Привлекая внимание общественности к педагогическим проблемам, защищая интересы русского народа, Ломоносов объединил вокруг себя прогрессивно настроенных ученых, своих учеников, сформировал значительную группу русских профессоров, боровшихся за передовую науку, национальное просвещение и демократическую педагогику.

Одним из основных путей решения проблемы национально-культурной идентификации М.В. Ломоносов считал построение системы обучения в университете на русском языке как основы для формирования у молодежи патриотических убеждений, роста у них национального самосознания и укрепления чувства национального достоинства.

Основополагающее значение имело чтение Ломоносовым лекций на русском языке, а не на латыни, как было ранее, равно как и издание им первых пособий для чтения лекций на русском языке.

Создавая учебные пособия на русском языке, Ломоносов отмечал, что искренне стремится к распространению в государстве «высоких наук», чтобы «в сынах российских к оным охота и ревность равномерно умножались».

По его учебным пособиям учились несколько поколений молодых россиян. Особое значение имела «Риторика» (1748) – первое печатное руководство по ораторскому искусству, своей афористичностью воспитывавшее в молодых людях чувство долга, справедливости и беззаветной любви к Отечеству.

«Российская грамматика» стала на долгие годы лучшим учебным пособием для школы. Этот учебник, состоявший из 527 параграфов, выдержал 14 изданий и не утратил своего научного значения до сих пор. Более того, создание Ломоносовым единой нормы литературного языка тогда приобрело политический аспект – придало русскому государству более централизованный характер.

Кроме этого, М.В. Ломоносов создал оригинальную книгу – незаконченный труд «Древняя российская история».

Создание целостной системы образования

Михаил Васильевич выступил автором масштабных и оригинальных проектов, направленных на развитие отечественного просвещения, науки и образования. Позднее эти материалы были названы ломоносовской программой организации просвещения в России.

В них предусматривалась необходимость складывания в России целостной непрерывной системы образования – от начальных школ до Академии наук. Это сравнительно небольшие по объему работы «Проект регламента московских гимназий» (январь – апрель 1755), «Проект регламента академической гимназии» (март – май 1758), «Всенижайшее мнение о исправлении Санкт-Петербургской Академии наук» (1755), «Записка о необходимости преобразования Академии наук» (1758–1759), «План регламента, проект штата, перечень привилегий и программа инаугурации академического университета» (1759), «Проект привилегий Академии наук» (1764) и «Предложение об устройстве и уставе Петербургской Академии наук» (1764).

Никто в отечественной педагогике XVIII века, как М.В. Ломоносов, не двигался столь определенно, упорно и радикально в этом направлении. На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности он занимался организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, создавал программы по предметам и методические пособия.

В этом контексте М.В. Ломоносов правомерно может считаться отцом российской средней общеобразовательной школы, нашим Коменским. Он выступил создателем отечественного общего образования, оформив, по существу, новый тип общеобразовательных школ, последовательно отстраивая не существовавший до него становой хребет системы российского образования «гимназия – университет» как основной канал всего последующего ее развития.

Корпус его педагогических идей составляли народный характер системы образования, ее мощная общественная составляющая, патриотизм как общественная, а не только государственная ценность, наращивание светского характера образования и педагогики, гуманистическое включение в образовательные цели самоценности человека и необходимости его саморазвития.

Демократизм Ломоносова выражался прежде всего в его стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал необходимость кардинального расширения сети школ, увеличения числа обучающихся в них детей, а также выступал за доступную всем единую бессословную систему образования. В этом дискурсе, конечно, рельефно проявлялась его личная судьба.

Подчеркнем, что именно эти направления будут составлять солнечное сплетение процесса развития отечественной педагогики и образования на протяжении последующего времени вплоть до 1917 года.

Основатель Московского университета

М.В. Ломоносов сыграл важнейшую роль в открытии в 1755 году Московского императорского университета. По мнению ученого, университеты должны были являться ведущими в стране учебно-научными центрами, которые оказывали бы решающее влияние на развитие науки и распространение просвещения.

Именно в этом ракурсе можно точно понять смысл вынесенной в эпиграф фразы А.С. Пушкина. Михаил Васильевич Ломоносов действительно был похож на университет – учреждение, не столько самостоятельно развивающее науку, сколько создающее людей, способных делать это в будущем.

Именно Московский университет в полной мере воплотил идеи ученого о развитии русского образования. Университет был автономен, освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд. Весь первый состав студентов состоял из разночинцев.

Особенностью ломоносовской программы деятельности Московского университета являлась ориентация на общественные потребности в кадрах. Поэтому он рекомендовал при установлении числа университетских кафедр исходить из потребностей страны. Это, по убеждению ученого, необходимо, для того чтобы «план университета служил во все будущие годы».

Одним из основных путей решения этой проблемы М.В. Ломоносов считал построение системы обучения на русском языке как основы для формирования у молодежи патриотических убеждений, для роста у них национального самосознания и укрепления чувства национального достоинства.

Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединенных идеей служения на «пользу и славу Отечества»: развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины); популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты); решение педагогических задач (подготовка образованного молодого поколения через университет и гимназии, контроль и руководство учебно-воспитательным делом в учебных заведениях).

Для этого при Московском университете уже после смерти Ломоносова в 1766 году была открыта учительская семинария.

При университете начала функционировать гимназия, в состав которой записались несколько сотен человек. Особенно быстро заполнили места гимназисты, находившиеся на казенном содержании. Причиной такого успеха было наиболее целесо­образное в тех условиях построение учебного плана гимназии, что явилось важной предпосылкой для открытия провинциальных гимназий. Гимназии, без которых университеты, по известному выражению Ломоносова, «как пашня без семян», его стараниями были открыты в Казани и других городах.

Не ко двору

Завершающий этап, охватывающий последние годы жизни Михаила Васильевича (1761–1765), как обычно и бывает у крупных исторических деятелей, был достаточно тяжелым.

Здесь негативно совпало несколько факторов. Со смертью Елизаветы Петровны в 1761 году закончилась целая историческая эпоха со своими героями и фаворитами, полководцами и царедворцами. В последовавшей вскоре екатерининской эпохе появлялись новые фавориты, а к «героям былых времен» относились, как водится, негативно.

Ломоносов же, несомненно, ментально остался в елизаветинском времени. Более того, физическая смерть Ломоносова на три года опоздала за его смертью как политика и деятеля образования. Екатерина II пришла к власти уже с готовой образовательной парадигмой, целиком построенной на идеях Просвещения с их совершенно четко выраженными политическими и социальными целями. Главные ценности Ломоносова – демократизм, внесословность и заостренный национальный характер сферы образования – были уже не востребованы. На авансцене появился и новый лидер российского образования – И.И. Бецкой.

Одновременно закатилась звезда, как бы сейчас сказали, «стратегических партнеров» Ломоносова елизаветинских времен: фаворит царицы И.И. Шувалов и канцлер М.Л. Воронцов были удалены от императорского двора, что, по сути, привело к прекращению инвестиций в социокультурные преобразования М.В. Ломоносова.

Вместе с тем нет оснований и преувеличивать степень опалы, в которой находился Ломоносов в первой половине 1760‑х годов. Он оставался на своих постах как ученый, пользовался заслуженным авторитетом, Екатерина II даже удостоила его лабораторию своим посещением. На первую половину 60‑х годов пришлось время и международного признания Ломоносова. В 1763 году Ломоносов стал членом Академии художеств. Его избирали почетным членом Шведской (1760) и Болонской (1764) академий наук.

…В начале 60‑х годов резко ухудшилось здоровье Михаила Васильевича, и вообще наступило время физического угасания. В 1762 году он чуть не умер. 15 марта 1765 года, возвращаясь с заседания Адмиралтейств-коллегии, М.В. Ломоносов очень сильно простудился и ровно через месяц, 15 апреля, скончался в своем доме на Мойке. Так завершился жизненный путь российского гения, и началось его бессмертие.

Ломоносовский период в педагогике и просвещении

С позиций современного развития российского образования в педагогическом наследии М.В. Ломоносова наибольшую значимость имеет сформированная им широкомасштабная и перспективная программа развития отечественной школы и педагогики. Он смог поставить на служение себе и своему делу всю самодержавную власть в государстве. Доказал, что ученый – это большой человек, что он многое может, в том числе соединить образование, науку и предприимчивость, умение выбиваться в люди с помощью своего интеллекта.

М.В. Ломоносов – общественно-педагогический деятель, откликавшийся на актуальные проблемы развития университетского, элитного, народного, педагогического образования, хорошо понимавший ситуацию взаимодействия российской и европейской педагогических культур. Он является символом результативности и эффективности петровских культурных преобразований.

М.В. Ломоносову удалось заложить прочный фундамент для дальнейшего развития народного образования в России. Его идея непрерывности начального, среднего и высшего образования во многом определила дальнейший прогресс отечественной науки. При этом М.В.Ломоносов выступал убежденным сторонником создания новой школы, в которой сочеталась бы общеобразовательная и практическая подготовка молодежи.

Вместе с тем М.В. Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отстаивающую необходимость национально-культурной идентификации с опорой на сочетание инокультурных и национальных традиций.

Широко понимая назначение педагогики, ученый считал ее неотъемлемой частью мировой и русской культуры. Он не противопоставлял воспитательный опыт наций и народностей, входивших в состав России, а предлагал использовать все прогрессивное в сокровищнице народной педагогики.

Сам М.В. Ломоносов был замечательным педагогом, чья преподавательская деятельность продолжалась более двадцати лет. Он предъявлял очень высокие требования к личности и квалификации учителя. По его убеждению, педагог должен являться «нравственным, гуманным, искренним человеком, пользующимся у людей доверием». Важно, чтобы учитель был «добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец».

Отношения между учителем и учениками должны быть доброжелательными; нельзя учителю поступать с учеником «ни гордо, ни фамильярно», это может повредить авторитету наставника. По его убеждению, высок авторитет того педагога, который будет «не токмо словами, но и поступками добрый пример показывать учащимся».

В целом в основе сформированной Ломоносовым программы развития российского образования было заключено его стремление к известной гармонизации общественных и личных интересов. В данной связи счастье он рассматривал не столько как достижение человеком блага для себя, сколько как возможность достойно и искренне служить Отечеству, приносить ему пользу своей деятельностью.

Со стороны самого Михаила Васильевича такая деятельность носила ярко выраженный самоотверженный, подвижнический, даже героический характер, поскольку не подкреплялась необходимыми для ее решения ресурсами – материальными, финансовыми, кадровыми.

М.В. Ломоносов глубоко верил в социальную роль российского образования, его практико-ориентированный характер. Будучи человеком просветительского склада, ученый был убежден, что только распространение наук, культ знаний могут способствовать процветанию российского государства и общества, обеспечить подготовку специалистов для определенного рода деятельности, направленной на удовлетворение нужд государства, исполнение человеком долга перед ним.

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на сложные исторические условия и тяжелые личностные обстоятельства, замечательному ученому-патриоту и педагогу-гуманисту Ломоносову удалось на протяжении четвертьвекового периода своей научно-педагогической деятельности разработать и частично реализовать масштабную и перспективную программу развития российского образования, которая осуществлялась затем на протяжении веков и, по сути, так и остается незавершенной.

М.В. Ломоносов сформулировал своеобразное послание будущим деятелям российского образования, в котором обозначил спектр стратегических проблем развития российской школы и педагогики, требовавших своего обязательного разрешения. В данной связи существенно, что его педагогическое учение нашло свое продолжение и воплощение в деятельности его соратников и учеников, в трудах последующих поколений российских просветителей.

В целом можно подчеркнуть, что ломоносовский период в педагогике и просвещении действительно правомерно называют новым периодом русской образованности.

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube