Сегодня отмечает свой юбилей Олег Николаевич Смолин – политик и философ, первый заместитель председателя думского Комитета по образованию и науке, создатель и глава общественного движения «Образование для всех».
Среди представителей высшего эшелона законодательной власти нет человека, который с такой последовательностью, решительностью и страстью на протяжении трех десятков лет отстаивал бы интересы образования в обществе и государстве, как Олег Смолин.
Без него невозможно представить судьбу новейшего российского образования. Практически все ее счастливые повороты так или иначе связаны с его именем. Он же всегда отводил или делал все, чтобы отвести нависшие над образованием угрозы.
Противостояние «системного» политика-оппозиционера, даже самого авторитетного, каким является Смолин, и самой системы – заведомо неравное. Он – автор десятков законопроектов, направленных на защиту образования. Не просто «фактических бумажек», как говорил профессор Преображенский: в каждом из таких документов прочитывался продуманный фрагмент программы развития образования для всех, а значит – для каждого. В противовес бессмысленным и безответственным законодательным запретам – регламентирующих полноценную жизнь образования до состояния, несовместимого с жизнью. По приговору пресловутого «бешеного принтера».
Однажды Смолина официально признали самым эффективным законодателем – по числу законодательных инициатив, с которыми он выступил. Признали – и продолжили, парламентским большинством, отклонять его инициативы. За «принтером», который к тому же не в себе, не угонишься, а главное – с ним бесполезно спорить. Но многое удалось отстоять, многое предотвратить.
Не просто трудно – страшно представить то, что оказалось бы на месте российского образования, не будь в парламенте всех созывов депутата по фамилии Смолин.
Уже само его присутствие в Думе – укор тем, кто оправдывает свою нечистоплотность плоским, избитым, но удобным тезисом «Политика – грязное дело».
Уже очень давно «политикой» стали именовать способ защиты чьих-то узкокорпоративных, а то и частных интересов, если для этого есть необходимый ресурс: административный, финансовый, силовой. Тогда как в первоначальном значении политика – это то, что создает возможность для разных общностей людей жить вместе внутри государства, когда общности слагаются в общество с личностью в центре. То «возможное», «учением» о котором, по словам Бисмарка, и является политика. Не только в виде политических компромиссов. Бисмарка-то как раз интересовало объединение Германии. «Учение» перевели как «искусство» – фраза эта из интервью «Петербургской газете», которое Бисмарк дал летом 1867 года. Да, «искусство», да, творение возможностей. А не обрезание по административным лекалам.
Образование же – сфера накопления таких возможностей, а где-то и их «производство». Поэтому образование – это всегда практическая политика, которая незримо проводится в стенах класса, в университетской аудитории и даже в группе детского сада. Прежде всего – развивающее образование (антипод «обрезающего»), в поддержку которого не устает выступать депутат Смолин. Замечу, что его усилия высоко ценил мой учитель В.В. Давыдов.
Деятельность Олега Смолина всегда была направлена на расширение сферы «возможного» – чем бы он ни занимался: решением вопросов образовательной политики, борьбой за освобождение инвалидов от пут вторичной – «социальной инвалидности», на которую их порой обрекает государство, поиском открытых путей распространения знаний в обществе…
Это и есть «эффективная» политика или просто политика – в лучшем, человеческом и человечном, смысле слова.
Мог ли думский депутат взять гитару и пойти на митинг, чтобы спеть? Мог! Олег Николаевич владеет как минимум тремя музыкальными инструментами и прекрасно поет. Правда, спеть тогда не получилось. Кажется, он собирался спеть что-то из Окуджавы. Не дали – мол, регламент. Господи, опять регламент – хотя митинг был вроде «за свободу»…
Ничего, еще не вечер! И для песни, и для образования, и для свободы.
С днем рождения, дорогой Олег Николаевич!