Продолжаю осмысливать «подарок», поднесенный Минпросом своим (теперь уже бывшим) Федеральным инновационным площадкам – и нашей школе «Унисон» в том числе – накануне наступившего года. И чем больше размышляю над сутью приказа № 863, лишившего нас этого статуса, тем отчетливее сознаю, что это решение разделило нашу образовательную деятельность (и образовательное пространство) на две части: одна, формально-фгосовская, осталась под контролем министерства (т.е. в системе образования), а другая, инновационная, оказалась исключительно нашим собственным делом (т.е. как бы вне системы образования). Образно говоря, «земщина» и «опричнина». В «опричнине» – всё согласно регламенту, в «земщине» – допускается свобода творчества.
Но дело в том, что для нас обе эти деятельности – нераздельны. Два наших инновационных проекта – «Семья и школа: контракт в интересах ребенка» и «Школа для петербургской семьи» – настолько органически связаны с основной образовательной программой «Унисона», что одно без другого просто не может существовать. Выбирая школу для своих детей, родители в значительной степени отдают предпочтение «Унисону» именно потому, что он осуществляет эти проекты.
Фильм о школе. Часть 1
Фильм о школе. Часть 2
Объем колонки не позволяет подробно рассказать о всех аспектах нашей проектной деятельности. Но начну с тезиса, лежащего в основе нашего инновационного подхода: «Мы, учителя школы “Унисон”, позиционируем себя в качестве своеобразного “интегрального взрослого”, открыто и заинтересованно предлагающего себя семье и ребенку и как точку опоры, и как ресурс развития. Выстраивая свои отношения с детьми, мы исходим из презумпции уникальности ребенка, и понимание этой уникальности – своей и Другого – мы стремимся в детях развить и обогатить. При этом очевидно, что без помощи родителей, только силами учителей и других, пусть даже очень эрудированных и психологически чутких взрослых, эту задачу не решить. Поэтому родители для “Унисона” – не клиенты, заказывающие платную услугу, хотя на бытовом уровне именно так чаще всего трактуется характер взаимоотношений родителей и частной школы, в которую они определяют своего ребенка. Родители для “Унисона” – в полном смысле слова педагогические партнеры, даже более чем партнеры: мы все, родители и учителя, – со-трудники, ибо дети для нас – общий “предмет труда”. Просто мы подходим к этому “предмету” с различных сторон, и никто не может сыграть роль другого. Все незаменимы».
На какой же деятельности развивается это сотрудничество?
Просто перечислю программы, разрабатываемые и осуществляемые нашими учителями совместно со школьниками и их родителями: «Школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования», «Совместное с семьей планирование достижений учащихся на всех ступенях школьного образования», программа «Развитие культуры устной и письменной речи учащихся 5–9-х классов». Дискуссионные клубы старшеклассников, включая исторический дебат-клуб и киноклуб для старшеклассников. Особо я выделила бы программу «Я – Петербуржец!», которая поддерживается (в том числе и личным участием) членом Союза композиторов России, Заслуженным деятелем искусств России, автором книги о музыкальной культуре Петербурга XIX века «Зал Дворянского собрания» Элеонорой Фрадкиной, дирижером мирового уровня Юрием Темиркановым, известным художником Александром Флоренским, именитым пушкинистом Яковым Гординым, режиссером мирового уровня Виктором Крамером и многими другими известными людьми.
И каждая из этих программ (а названы не все!) существует не сама по себе, а в теснейшей связи с другими, так что ребенок постоянно находится в реальном метапредметном и социокультурном контексте – и не только школы, но и Петербурга, в центре которого она расположена.
Поэтому статус ФИП воспринимался нами как своеобразный знак признания важности и ценности нашей деятельности, как знак причастности к общероссийскому инновационному образовательному сообществу. И вот мы его лишены – без объяснения оснований.
Большие мастера о частной школе «Унисон». Санкт-Петербург. 2014 г.
Разумеется, утрата статуса не породила у нас мысли прекратить эту многолетнюю деятельность – непростую, но прекрасную: вместе с детьми, вместе с родителями, вместе с друзьями школы.
Твердо заявляю: эта деятельность для нас не менее важна, чем выполнение того «нормативного функционала», контролем за которым озабочено министерство; более того – в некоторых отношениях ее ценность в глазах наших воспитанников и их родителей гораздо существеннее.
На мой взгляд, декабрьским решением Минпрос показал свое полное интеллектуальное и управленческое бессилие. Вместо того чтобы осмыслить поистине бесценный инновационный потенциал и опыт, наработанный ФЭПами и ФИПами за полтора десятилетия, и использовать его в интересах развития отечественного образования, чиновники предпочли вообще отказаться от него, не постеснявшись унизить и оскорбить все педагогическое сообщество.
Но если творческая, инициативная и эффективная социокультурная работа «Унисона» и сотен других инновационных образовательных организаций демонстративно исключается из государственной системы образования, то не резонно ли нам всем вместе задуматься о том, чтобы сетевым образом «взяться за руки»? Поэтому я самым активным образом поддерживаю позицию директора московской школы № 1679, Заслуженного учителя России, лауреата премий президента РФ и правительства РФ в области образования Владимира Просвиркина, который заявил о готовности выступить инициатором создания Ассоциации ФИП. Эта автономная организация, без сомнения, сможет выступить в качестве по-настоящему авторитетного субъекта российской образовательной политики. У Минпроса с его монопольной близорукой бюрократической логикой принятия решений должен появиться сильный оппонент.
Речь не о конфронтации. Речь о создании пространства конструктивного диалога.
ФИПы должны быть услышаны. Именно они – на переднем крае.