Воспитание // Статья

Новое руководство ИИТО ЮНЕСКО для предотвращения дискриминации учащихся и учителей, живущих с ВИЧ


Новое руководство ИИТО ЮНЕСКО для предотвращения дискриминации учащихся и учителей, живущих с ВИЧ
Фото: hronika.info

В связи с пандемией КОВИД-19, начало учебного года 2020/2021 станет необычным и непростым опытом как для учащихся, так и для сотрудников большинства образовательных учреждений.

Однако для детей и подростков, живущих с ВИЧ, начало каждого учебного года еще и сопряжено с опасением разглашения их статуса и вследствие этого негативного отношения и даже травли в образовательном учреждении. В этой связи ИИТО ЮНЕСКО представляет практическое руководство для образовательных организаций «Предотвращение дискриминации обучающихся и работников образовательных организаций, живущих с ВИЧ».

«Если бы узнали, то стали бы шарахаться. Обходить меня, держаться как можно дальше»

Из-за недостаточной осведомленности о ВИЧ-инфекции и широко распространенных заблуждений о путях передачи вируса многие люди опасаются, что присутствие в школе ученика или сотрудника, живущего с ВИЧ, может угрожать здоровью остальных учащихся и работников. Это приводит к тому, что люди, живущие с ВИЧ или имеющие ВИЧ-инфицированных близких родственников (например, здоровые дети, у которых с ВИЧ живут родители), сталкиваются с трудностями при поступлении в детский сад или школу и даже бывают вынуждены их покинуть в случае разглашения их ВИЧ-статуса или ВИЧ-статуса их близких.

Как показывает практика, когда в образовательной организации становится известно о том, что у кого-то из учеников или сотрудников – ВИЧ, к ним начинают относиться с опаской, избегают общения, нередко подвергают физическому и психологическому насилию и травле. Родители других учащихся и даже сотрудники могут потребовать его/ее исключения или увольнения. Подобная реакция окружающих может стать причиной депрессии – по данным Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) депрессии подвержены от 18% до 81% людей, живущих с ВИЧ, в том числе из-за стигмы, дискриминации или социальной изоляции.

«Ребенок ходит в один класс, группу с ВИЧ-инфицированным ребенком. В этом нет ничего страшного»

По данным всероссийского репрезентативного исследования, проведенного в 2018 году, 33% опрошенных согласились с тем, что учиться в одном классе с ребенком, живущим с ВИЧ, нет ничего страшного. И это действительно так, поскольку ВИЧ (в отличие от КОВИД-19) не передается воздушно-капельным путем при общении, совместной учебе, работе, пользовании общим туалетом, столовой, во время занятий спортом, через рукопожатия или объятия.Поэтому законодательство многих стран, в том числе Российской Федерации, не допускает отказа в приеме на учебу или работу в образовательные организации людям, живущим с ВИЧ, из-за их ВИЧ-положительного статуса.

Тем не менее, 26% опрошенных россиян сочли совершенно неприемлемым водить своего ребенка в один класс или группу с ВИЧ-инфицированным ребенком.

Право на конфиденциальность

Многие люди по незнанию или из-за укоренившихся стереотипов и иррациональных страхов могут нетерпимо относиться, подвергать дискриминации и даже травле людей с различными заболеваниями, в том числе тех, кто живет с ВИЧ. В России, как и во многих других странах, закон гарантирует гражданам право на конфиденциальность личной информации, в частности информации о состоянии здоровья, диагнозе заболевания и иных сведений, составляющих врачебную тайну. Поэтому при поступлении на учебу или работу в образовательное учреждение никто не вправе требовать прохождения тестирования на ВИЧ и предоставления справки о наличии или отсутствии ВИЧ-инфекции.

В Практическом руководстве разъясняется, что руководители, медицинские и другие работники образовательных организаций, которым в силу определенных обстоятельств стало известно о ВИЧ-положительном статусе работника, ученика или их ближайших родственников, обязаны не разглашать эти сведения третьим лицам. В противном случае они могут быть подвергнуты дисциплинарному, административному или уголовному наказанию.

Как действовать директору и учителям, если о чьем-то ВИЧ-статусе узнали в школе

Практическое руководство содержит важную информацию о ВИЧ, путях заражения, методах профилактики, способах диагностики и лечения, а также о правах людей, живущих с ВИЧ. Эти сведения могут послужить опорными пунктами для регулярных разъяснительных бесед с сотрудниками, учащимися и их родителями, а также в случае, если в школе стало известно о ВИЧ статусе кого-то из учеников или работников.Учитывая, что в вопросах здоровья люди больше доверяют медицинским работникам, для проведения такой беседы можно пригласить специалиста СПИД-центра или врача-инфекциониста.

Универсальные меры предосторожности

Важное место в Практическом руководстве занимают меры профилактики предвзятого отношения и дискриминации людей, живущих с ВИЧ. В этом контексте перечисляются ситуации из повседневной жизни, при которых заражение ВИЧ не может произойти. В нем также описываются универсальные меры предосторожности по недопущению распространения инфекций, передающихся через кровь, таких как ВИЧ и вирусные гепатиты.

Эти меры направлены на исключение или минимизацию контакта с чужой кровью и включают:
  • регулярное и тщательное мытье рук;
  • осторожное обращение с колюще-режущими предметами при их использовании и хранении;
  • использование средств индивидуальной защиты (медицинских перчаток) при оказании первой помощи при кровотечении, порезах, ссадинах, травмах;
  • немедленное промывание проточной водой участка кожного покрова или слизистой, на которые попала чужая кровь;
  • обеспечение образовательной организации аптечками первой помощи;
  • безопасную утилизацию средств индивидуальной защиты и надлежащую обработку загрязненных кровью предметов, оборудования, мебели, одежды и др.

Полное и своевременное соблюдение этих простых и доступных универсальных мер предосторожности снижает вероятность инфицирования ВИЧ и вирусами гепатитов В и С практически до нуля.

Как создавалось Руководство

В основу Практического руководства были положены материалы из Рекомендаций ЮНЕСКО и Международной организации труда по реализации политики в отношении ВИЧ-инфекции в системе образования в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Разработанные в 2011 году, они были адаптированы для России, Беларуси, Украины, Кыргызстана и Таджикистана.

В 2019 году российские Рекомендации были переработаны в настоящее Практическое руководство коллективом авторов под редакцией проф. Е.Е. Воронина, руководителя российского Научно-практического центра профилактики и лечения ВИЧ-инфекции у беременных женщин и детей.

При подготовке руководства были учтены мнения более 300 сотрудников школ городов Алтайского края и города Челябинска – заместителей директоров по воспитательной работе, психологов, социальных педагогов, классных руководителей, которые ознакомились с рабочей версией руководства и высказали свои пожелания по содержанию и форме подачи материала, отметив его актуальность.

Консультантами Руководства выступили руководители и специалисты Челябинского областного, Алтайского краевого, Иркутского и Волгоградского областных центров по профилактике и борьбе со СПИДом.

Неоценимую помощь в создании Руководства оказали Н.Н. Ладная (Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом), Л.А. Дементьева (ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора), и С.А. Смирнов (Фонд социально-культурных инициатив).

Распространение и внедрение

Практическое руководство было рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации для использования в работе образовательных организаций вместе с другими материалами по профилактике ВИЧ и размещено на сайте федерального Центра защиты прав и интересов детей. В ноябре 2019 года Руководство было представлено более чем 3 тыс. специалистов из 67 субъектов Российской Федерации на всероссийском вебинаре, организованном Центром в рамках ежегодной Всероссийской акции «СТОП ВИЧ/СПИД».

Органы управления образованием Алтайского края, Челябинской, Волгоградской и Иркутской областей обеспечили распространение Руководства среди подведомственных образовательных организаций.

Выполнение предлагаемых в Руководстве рекомендаций позволит обеспечить реализацию права учащихся на образование и трудовых прав сотрудников образовательного учреждения, а также защиту их здоровья и благополучия.

Ссылка на РУКОВОДСТВО на сайте ИИТО ЮНЕСКО.

Источник: ИИТО ЮНЕСКО (Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании)



Новости





























































Поделиться