Я вообще про свою школу особо ничего не помню. Но сейчас почему-то вспомнил, как году, кажется, в прошлом мне прислали старый двухчасовой фильм про наш класс. И начались вьетнамские флэшбеки. Прям вот взрывы, танки, крики соратников на фоне, а на переднем плане – одинаковые клетчатые мальчики и девочки, заинтересованные, любопытные, наивные, с большими глазами. Это не линейка 1 сентября – все они пришли сниматься в фильме, который придумали и оплатили родители.
Вот мальчики и девочки сидят в классе, руки по-школьному сложены одна на другую – хороший класс, послушный, правильный, на доску почета хоть вешай, – смущённо подглядывают в камеру, улыбаются.
Вот учительница – круглая какая-то, даже вместо прически у нее – шар, советское афро. Она загадывает загадки. Не простые, а с подвохом в духе «что тяжелее – 1 кг пуха или 1 кг железа?».
– Послушайте меня, – говорит подчеркнуто дружелюбно эта круглая учительница, – и ответьте: по каким полям ни проехать, ни пройти?
Дети начинают наперегонки тянуть руки, чем выше – тем заметнее, думают они, некоторые поднимаются над партами, почти встают.
Учительница оглядывается на камеру – камера снимает – и скрипит, произнося сквозь зубы: «Ру-ки нуж-но ста-вить на ло-ко-ток».
Дети неслышно опадают на парты.
Мальчику с рукой на локотке дают слово, он рублено и точно, как учили, полным предложением, разумеется, отвечает: «Нельзя пройти и проехать по тем полям, которые начерчены в тетради».
– Правильно, молодец!
В этот момент дети, которые не были знакомы с ответом, переглядываются друг с другом и пытаются представить, как кто-то идёт по полям, начерченным в тетради.
– А вот еще один вопрос, – и круглая учительница стала перекатываться между рядами. – Как можно мышеловку записать пятью буквами?
Тянет руку только Маша. Но учительнице почему-то не хочется спрашивать Машу.
– Думайте, это хитрый вопрос!
Андрей решил рискнуть и поразмышлять прямо во время ответа.
– Андрей?
– Мы-ше-лов… – начал было считать он слоги и повторил уже чуть увереннее, – Мышелов!
– Мышелов, значит... – повторила учительница, и шар ее волос качнулся в сторону парты, где сидел Андрей. Андрей вжался в стул, насколько это было возможно.
– Посчитай, сколько у тебя там букв, – если была бы возможность взорваться (мы же помним, что взрывы, танки, крики, Вьетнам никуда не делись) – учительница давно бы взорвалась. Но камера снимает – и ей приходится держать себя в руках.
Поникший Андрей в кадре сменяется воодушевленным Артемом, который почему-то решил, что уж он-то точно знает правильный ответ.
– Можно нарисовать мышь и приписать слово «ловка»! – бодро палит Артем.
– Нет. У тебя это займет шесть клеточек, ведь одна клеточка для мыши, верно?..
Пока учительница произносит этот текст, лучезарная улыбка Артема постепенно меняется на что-то среднее между обидой и тотальным непониманием этой недоступной ему логики. Камера показывает, что Артем очень сильно задумался.
Героем, который вынес раненых с поля боя и ответил на вопрос правильно, оказалась Маша. Ответ был гениальным: кошка. Марафон удивительных знаний для широкой родительской публики продолжался.
– Из какого полотна нельзя сшить ни платья, ни костюма?
«Ну уж здесь-то я точно справлюсь», – думали все и начинали выставлять конструкцию из рук на локотке.
«Из бумажного!» – говорит Настя.
– Разве есть такое полотно? Бумажное? Нет, ты ошибаешься! – учительница, видимо, устала от игры в угадайку и обилия неправильных вариантов и решила сама дать правильный ответ: – Железнодорожное!
Железнодорожное полотно.
Рисунок Майи Мельниковой
Шьямалан поперхнулся.
Дети снова переглянулись, но удивления в глазах уже было меньше. Поля в тетради, кошка, железнодорожное полотно: как тебе такое, Илон Маск? Еще немного, и никого не смутит, если вдруг учительница превратится в тыкву.
– Следующий вопрос! Из какой посуды нельзя ни есть, ни пить?
Дети медленно, неуверенно и нехотя поднимают руки.
Робкие варианты ответов:
1. «Из нарисованной».
– Ну где-то ты права, но нет, – говорит учительница.
Как, блин, нет??? – думаю я.
2. «Из корабля».
– ??? – учительница, кажется, не поняла, что подразумевалось, но, очевидно, речь шла о «посудине».
3. «С дырявым дном».
– Да! Это правильный ответ! – учительница вытирает пот со лба.
Синий экран. Fatal system error.
...На заднем плане где-то в долине Меконга проплывает узкая лодка с вьетнамскими солдатами и вдруг начинает медленно уходить под воду.
Посудина была явно с дырявым дном.