Здоровье // Колонка

Как начинать учебный год в эпоху COVID-19


Как начинать учебный год в эпоху COVID-19
Фото: gagauz.md

Заболеванию COVID-19 подвержены дети любого возраста. Вопреки расхожему мнению, детям опасно данное заболевание не менее, чем взрослым.

Опираясь на статистические данные, представленные Минздравом РФ, выявляемость коронавируса у детей и подростков составляет около 6–7% от общего числа зараженных. Таким образом, с начала пандемии количество заболевших детей в России составляет около 50 тысяч.

Прогноз эпидемической ситуации на ближайший период указывает на возможность подъема заболеваемости после возвращения детей из мест с большим скоплением людей в отпускной период. К сожалению, после ослабления противоэпидемических мер многие граждане перестали соблюдать рекомендуемую социальную дистанцию, ношение масок и перчаток. Это, по примеру многих стран мира, может привести к увеличению числа зараженных. Кроме того, как любое респираторное заболевание, COVID-19 является сезонным.

Внезапность возникновения эпидемической ситуации во всем мире вызвала психологический шок у многих, нарушив привычный уклад жизни. Новые условия требуют адаптации к сложившейся ситуации и всеобщего понимания новых реалий.

Роспотребнадзор разработал рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. В качестве мер предупреждения распространения заболевания предлагается отказаться от массовых мероприятий, провести дезинфекцию школ, использовать средства защиты, термометрию на входе под присмотром медработников. С целью уменьшения контактов между учащимися предлагается уменьшить наполняемость классов до 15 человек в группе, закрепить за ними учебное помещение, исключить общение обучающихся из разных классов во время перемен путем создания отдельного расписания уроков и перемен для каждого класса.

Большинство школ вынуждены будут перейти не только на шестидневную систему обучения, но и на двух- и трехсменное обучение.

Это может привести к ухудшению гигиенических условий и нарушению требований при распределении учебных нагрузок, а также к значительному утомлению детей, снижению их работоспособности.

В новых условиях нужно быть готовыми к возможному увеличению периода адаптации детей в начале учебного года. Как следствие, у некоторых групп школьников возможны дезадаптационные проявления в виде снижения умственной работоспособности и обострения хронических заболеваний. Это требует поиска новых форм работы с применением здоровьесберегающих педагогических приемов.

Что это такое?

К здоровьесберегающим можно отнести педагогические технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда учащимся и педагогам, обеспечивают им безопасные условия обучения и работы в образовательном учреждении.

Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий:
  • системный подход, предполагающий оптимальное профессиональное взаимодействие педагогов, медиков, психологов и других специалистов;
  • формирование положительной мотивации у обучающихся, медицинского персонала и педагогов к проведению оздоровительных мероприятий, комплексность и непрерывность проведения оздоровительных мероприятий с учетом индивидуального уровня здоровья каждого участника образовательного процесса;
  • использование методик обучения, адекватных возрастным и индивидуальным возможностям учащихся (индивидуальный и дифференцированный подход к обучению; применение технологий адаптивного, развивающего обучения; индивидуальное дозирование объема, сложности, темпа, распределения учебной нагрузки; введение гибких форм режимов и учебных планов; разработка индивидуальных траекторий обучения; применение личного выбора учащимися самостоятельных занятий с ориентацией на перспективу развития, зону ближайшего развития, а не только на актуальные, уже сформировавшиеся умения и способности обучающихся;
  • активное применение в учебном процессе различных видов оздоровительных техник, способствующих повышению работоспособности, снижению утомляемости, улучшению самочувствия, укреплению здоровья, помогающих наиболее эффективно осуществлять образовательную деятельность каждому ее участнику совместно;
  • создание условий для положительной учебной мотивации обучающихся и сохранения их психического здоровья с применением методик психопрофилактики, психологического группового и индивидуального аутотренинга, повышения стрессоустойчивости, предупреждения повреждающих последствий острого и хронического стресса; обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля;
  • устранение в учебном процессе внешней регламентации и приближение обучения к естественной жизнедеятельности человека.
Оптимальная форма организации обучения в нынешних условиях – смешанное обучение, в котором присутствуют традиционные, сетевые и дистанционные технологии, с одной стороны, и принимают участие в образовательном процессе все его участники: и учителя, и дети, и их родители на равных условиях.

Цифровизация образования призвана активизировать прежде всего самостоятельность обучающихся, способствовать индивидуализации учебного процесса, смещению обучения к самообучению и самообразованию.

В условиях смешанного обучения возможно применение здоровьесберегающих технологий следующего содержания:
  • использование разнообразия организационных форм работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • формы дистанционного обучения позволяют регламентировать продолжительность работы с компьютером, не превышая гигиенического норматива;
  • учащиеся могут самостоятельно выделять и выбирать время на выполнение самостоятельных заданий, что позволяет снизить психологическое напряжение и организовать индивидуальный педагогический подход к каждому ученику;
  • отсутствие или уменьшение классно-урочной формы проведения обучения, требующего повышенной коллективной дисциплины, снимает дополнительные негативные психологические эффекты для определенного контингента учащихся;
  • самостоятельное определение содержания, объема, темпа, уровня освоения учебного материала, произвольное распределение времени, собственный контроль и оценивание результатов своей деятельности при выполнении заданий значительно повышает ответственность обучающегося за результаты и формирует основы повышения самооценки – этот принцип лежит в основе сохранения психического здоровья детей;
  • с помощью дистанционного обучения группа часто и длительно болеющих детей получает возможность без потерь участвовать в общеобразовательном процессе, не выпадая из темпа работы классного коллектива.

Однако нельзя забывать, что продолжительная работа за компьютером сопровождается напряжением зрительного анализатора, значительным нервно-эмоциональным напряжением, а статическая рабочая поза вызывает усталость мышц плечевого пояса, гораздо большую, чем при обычных учебных занятиях.

Поэтому обязательными условиями сохранения физического и психического здоровья учащихся являются:
  • Соблюдение гигиенических требований к составлению расписания уроков в школе и дистанционных занятий смешанного обучения, объему общей учебной нагрузки, объему домашних заданий (чередование учебных занятий с различной степенью физиологических и интеллектуальных нагрузок в дневном и недельном расписании обязательного и дополнительного компонентов учебного плана, рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности школьников).
  • Обеспечение необходимого по возрасту, достаточного по физиологическим потребностям и рационально организованного двигательного режима.
  • Организацию в классном помещении и в домашних условиях зон для проведения физических упражнений, релаксации, активного отдыха (ковер, покрытие, спортивный инвентарь: скакалки, обручи).
  • Оснащение учебных кабинетов и самих учащихся в условиях семьи цифровой техникой, соответствующей требованиям СанПиН «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03).
  • Оборудование рабочего места для работы на ПК в соответствии с гигиеническими требованиями и адаптационными возможностями учащихся (зрение, слух, осанка).
В новых условиях особенная ответственность за осуществление выдвинутых требований Роспотребнадзора ложится на административно-управленческое звено образовательной школы в виде:
  • создания адекватной материально-технической, ресурсной базы и кадрового обеспечения для реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни всех участников образовательного процесса;
  • приведения нового образовательного пространства в соответствие с гигиеническими требованиями к разновозрастным условиям обучения школьников, применения адаптивно-развивающего конструирования образовательного пространства, обеспечивающего возможность проведения оздоровительных мероприятий;
  • внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
  • организации административного контроля над соблюдением требований СанПиН;
  • осуществления профилактических мер по предотвращению ухудшений санитарно-гигиенических условий в образовательном учреждении.

20 августа Институт проблем образовательной политики «Эврика» проведет проектный семинар для педагогов и родителей «Методические аспекты реализации моделей, обеспечивающих эффективность образовательного процесса в условиях реализации постановления Роспотребнадзора от 30.06.2020 №16».



Новости





























































Поделиться