Натолкнулся в детском лагере на любопытную ситуацию.
Обсуждался поход детской группы 13–14 лет в лес. Средняя полоса, смешанный лес – вовсе не непривычные детям джунгли или тайга. Примерно та же примерно зона, где дети родились и выросли.
Обычная дневная прогулка: по лесу побегать, ягод поесть.
И вдруг – стоп! – воспитатели засопротивлялись.
Нельзя, слишком опасно.
Почему?
А вот – ягоды. Городские дети же не разбираются в лесных ягодах. Съедят что-нибудь не то. Ядовитые какие-нибудь.
– Как, чернику не знают? С чем ее можно спутать? Что у нас в лесу есть ядовитого, похожего на чернику? Разве что вороний глаз. Но его трудно с чем-то спутать.
Если знать.
А вот знают ли это городские дети?
И первое решение – оградить, не пустить.
К тому же – разбегутся, заблудится.
Да и ещё лесное озеро – вообще за гранью.
Честно скажу, меня это поведение взрослых поразило.
На мой взгляд, лес – это самая естественная среда для ребенка. Если, конечно, говорить не о чаще, а о полянках и сосновых борах.
Но детей контролировать в лесу, конечно, сложно. Лес требует ответственности и самостоятельности.
Ягоды, опять-таки.
Готовы ли воспитатели взять на себя ответственность за то, что дети в лесу съедят? Не проверенное санэпиднадзором и не включенные в меню? А отвечать потом кто будет перед родителями – Пушкин?
Вот эта тема ответственности, на мой взгляд – центральная.
В образовательном и воспитательном процессе никто не берёт на себя ответственность. Ни учитель, ни ученик. Зачастую и родитель.
Мы боимся всего и требуем стерильности процесса. А потом удивляемся, что в стерилизованное почве ничего не растет...
P.S.
История, описанная мной, случилась неделю назад.
Дети, конечно, пошли в лес и сходили после этого не один раз за прошедшую неделю. Никто пока не заболел и волчьих ягод не наелся. В озере не утонул и не сгинул в лесу.
Но да, первую запретительную реакцию педагогов пришлось ломать.
И текст этот не о том, какие мы плохие, а о том, посему именно такова первая реакция воспитателя.