Такой вопрос задали себе молодые учителя из школы № 1 им. М.Г. Ефремова г. Тарусы Калужской области – выпускники программы «Учитель для России» Александр Зудкин и Илья Сезёмин.
Они читали статьи, изучали опыт лучших российских и финских школ, встречались с известными педагогами – основателем Института неформального образования и Школы неформального образования «Апельсин» Димой Зицером, директором «Школы будущего» Калининградской области Алексеем Голубицким. И так, постепенно, возник замысел проекта «Новый класс», который стартует 1 сентября.
Как все начиналось?
«Нас многое не удовлетворяло в нашей повседневной жизни. У детей нет мотивации учиться, у педагогов – желания учить, школьные знания не связаны с жизнью, и все это вызывает недовольство родителей, – рассказывает Александр Зудкин. – Тогда мы начали анализировать, чего нам не хватает, и получился целый список задач: каждый класс (не более 15 человек) должен сопровождать тьютор, который помогает детям развивать их интересы и составляет их индивидуальную образовательную программу; изучение предметов должно быть построено по модульному принципу, путем погружений и проектного подхода. При этом нельзя забывать о здоровье детей, предусматривая в расписании часы для двигательной активности. И еще нам захотелось изменить пространство школы, чтобы оно стало удобным и красивым».
Первым практическим шагом на пути к проекту стал летний лагерь для школьников «НаОке», где педагоги вместе с детьми сделали множество разных проектов по искусству, робототехнике, биологии, сняли фильм и смонтировали мультфильмы. Тогда им захотелось чего-то большего. «Сначала у нас появилось желание создать свою школу, где будет здорово и классно, но, как правильно сказал нам председатель управляющего совета программы “Учитель для России” Федор Шеберстов, в частной школе мы обучим только несколько десятков избранных детей, а для большинства обычных школьников ничего не поменяется», – говорит Александр Зудкин.
«В Тарусе очень немного родителей готовы отдать своих детей в частную школу, – отмечает Илья Сезёмин. – И сейчас социальный состав школы очень разнообразен: от детей из состоятельных семей, которых привозят в школу на дорогих машинах, до ребят из малообеспеченных семей, приезжающих на уроки на школьных автобусах из окрестных деревень. Есть среди учащихся дети мигрантов из стран СНГ, есть сироты, для многих учеников регулярно собираем благотворительную помощь».
Не только уроки
Здесь важно отметить, что проект выходит за рамки учебной деятельности.
Профориентация подростков, их дальнейшая карьера, предпрофессиональная подготовка – отдельная большая задача, которую ставят инициаторы проекта.
«Нельзя забывать о том, что “все мы родом из детства”, – говорит Александр Зудкин. – И если человеку в школе неинтересно учиться, если он не умеет планировать свое время, плохо владеет дистанционными технологиями, не имеет ни к чему призвания, то во взрослой жизни он рискует оказаться невостребованным и неустроенным человеком. А если о развитии личности ребенка позаботиться в школе, то его дальнейшая судьба сложится гораздо успешнее».
«Оторванность школы от жизни – одна из ключевых проблем сегодня, – отмечает Илья Сезёмин. – Уже с 5-го класса дети начинают задавать вопрос: а для чего мне нужно изучение того или иного предмета? Можно ответить: для формирования целостной картины мира, для личностного развития, но это будет какая-то абстрактная, отсроченная программа.
Хотелось бы, чтобы школьные знания были для них интересны, важны и связаны с конкретной жизненной перспективой. Чтобы уже в школе ученик мог получить представление об актуальной востребованной профессии или набор компетенций, необходимых для начала трудовой деятельности».
Дело в том, что не все ученики нацелены на высшее образование, и некоторым сложная ситуация в семье не позволяет это сделать, потому что надо устраиваться на работу, зарабатывать деньги, помогать младшим братьям и сестрам.
В Тарусе есть техникум с достаточно узким набором специальностей, куда в основном приходят выпускники 9-х классов, не проявившие успехов в учебе.
Гораздо больше возможностей в соседних Серпухове, Калуге, Москве, но не все готовы после 9-го класса уехать в другой город, да и родители боятся отпускать от себя 15-летних подростков.
На первом этапе планируется привлекать к профориентации родителей, среди которых есть люди разных профессий. Такой опыт в школе уже был, он оказался успешным, и эту линию можно и нужно продолжить. В будущем за проектом «Новый класс» вполне может последовать проект под условным названием «Новый колледж».
Администрация поддержала, учителя задумались
Очень важно, чтобы проект поддержали учителя школы и администрация.
Директор школы Елена Котова горячо поддерживает инициативу, но сразу возникло несколько непростых вопросов: как, не меняя радикально школу и учительский состав, реализовать предложенные идеи? Ведь для этого необходимо изменить расписание, найти преподавателей, организовать взаимодействие учителей.
Погружения в виде модулей на две-три недели планируется вводить только по информатике, географии, биологии, ОДНКНР («Основы духовно-нравственной культуры народов России»), истории, а русский язык, литература, математика, английский язык и проектная деятельность будут изучаться в обычном формате. Взаимодействие учителей будет осуществляться за счет регулярных встреч для согласования программ и планирования тематических недель.
«При этом мы не выходим за рамки стандартного школьного расписания, у нас даже остается время для физической и творческой активности детей. Например, учебный день мы будем начинать с физзарядки, а в середине дня отводится два часа для занятий по интересам», – поясняет Александр Зудкин.
Поскольку перейти на новый формат работы сразу всей школе будет очень сложно, организаторы проекта решили двигаться постепенно, втягивая в орбиту эксперимента каждый год по одному классу из каждой параллели, начиная с 5-х классов. Так за пять лет удастся охватить все параллели основной школы – с 5-го по 9-й классы, и учителя, работающие на постоянной основе, привыкнут к новой ситуации и тоже шаг за шагом включатся в эту работу.
«Многие учителя – сторонники традиций, и участвовать в нововведениях им не очень нравится. Но и они ощущают падение интереса учащихся. Наша задача – показать, во-первых, что в школе детям может быть интересно, во-вторых, работать можно по-другому, а в-третьих, ФГОС в полной мере должны стать школьной реальностью», – говорит Илья Сезёмин.
Пока Александр и Илья делают ставку на выпускников программы «Учитель для России» – новое пополнение придет в тарусскую школу 1 сентября.
Однако есть задача посложнее: для запуска проекта необходимы средства, так сказать, стартовый капитал. К сожалению, на этот год школьный бюджет уже сверстан, все средства распределены. Поэтому ребята сейчас находятся в поиске средств доноров, в том числе путем краудфандинга на Планета.ру.
Необходимо закупить индивидуальные планшеты для учеников и проектор, оплатить ставку психолога и курсы для тьютора.
Еще планируется изменить дизайн кабинета, в котором будет обучаться экспериментальный 5-й класс. Здесь помимо традиционных парт будет предусмотрено место для игр и отдыха, шкафы для хранения вещей детей и преподавателей, специальная ниша для лыж и уголок для тех, кто желает побыть в одиночестве.
Проект уже разработан дизайнером Полиной Олиной-Митрошкиной, которую порекомендовала администратор проекта Полина Мильштейн (обе они работают на общественных началах), а ее в свою очередь привела в проект сотрудница программы «Учитель для России» Татьяна Дроздова.
Сообщество единомышленников
Александр Зудкин и Илья Сезёмин остались работать на третий год в тарусской школе после окончания программы, но связь с коллегами и с бывшими кураторами, методистами из программы «Учитель для России» у них не прерывается. При коллективном обсуждении замыслов идеи обретают конструктивную форму.
Благодаря программе формируется круг единомышленников, моральная поддержка которых не менее важна, чем методическая или организационная.
«Мы не просто обучаем современным методикам, а создаем сообщество, объединенное общими ценностями, – говорит сооснователь программы “Учитель для России”Ольга Фогельсон. – Именно это притягивает в программу все новых и новых людей, которые настроены на коллективное творчество. За эти годы у нас сложилась практика направлять в школы не одного выпускника, а целую группу в количестве трех-пяти человек.
Внутри региона, соответственно, из разных школ тоже может образоваться команда единомышленников. В процессе обучения они периодически встречаются несколько раз в году, и благодаря этому у наших выпускников складывается ощущение, что они не одиноки, что у них есть коллеги по общему делу».
Отличие программы от обычного педвуза еще и в том, что в нее, как правило, приходят более зрелые люди, испытавшие себя в самых разных сферах деятельности и решившие посвятить себя воспитанию детей.
«Если хочешь что-то изменить в обществе, то начинать надо со школы»
Герои нашего рассказа – яркое тому подтверждение. Александр Зудкин, который после окончания Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева успел поработать государственным инспектором Кроноцкого природного биосферного заповедника на Камчатке, в «Гринпис», работал в зарубежных университетах и, хочется надеяться, нашел свое призвание в школе.
«Работая в общественных организациях, я пришел к выводу, что многие проблемы связаны со школьным образованием. И тогда я осознал, что, если хочешь что-то изменить в обществе, то начинать надо со школы», – говорит Александр.
Не менее интересно и разнообразно складывалась и судьба его товарища по программе и коллеги по работе Ильи Сезёмина.
После окончания Московской ветеринарной академии он работал микробиологом на различных производствах, объездил много регионов.
Однажды решил попробовать себя в педагогике и прошел собеседование в программе «Учитель для России».
На конференции, организованной для новых участников УДР, услышал выступление директора тарусской школы Елены Котовой, заинтересовался и после общения с ней получил приглашение на работу.
Илья считает эту встречу судьбоносной, потому что из всех мест, где ему довелось жить и работать, Таруса больше других пришлась по сердцу: неспешный образ жизни, красота пейзажей, бережное отношение местных жителей к своей малой родине, которая, наверное, не случайно притягивала сюда талантливых людей – Марину Цветаеву и ее дочь Ариадну Эфрон, Константина Паустовского, Николая Заболоцкого...
В то же время многие молодые коллеги Ильи и Александра, отработав два года после программы в этой же школе, уехали в столичные города за более бурной и насыщенной, с их точки зрения, жизнью. Правда, радует, что все они собираются продолжить свою работу в школе.
Так же точно и ученики наших героев признаются, что в Тарусе им скучно: здесь нет мест для проведения досуга, продолжения образования и карьеры.
Поэтому Илья и Александр надеются привить своим ученикам интерес и любовь к родным местам, открыть им перспективы для жизни и развития именно здесь.
На вопрос о том, смогут ли выпускники программы «Учитель для России» улучшить жизнь школы, Илья и Александр отвечают:
«Если программа будет развиваться, и ее участники начнут занимать решающие ключевые позиции в школе, тогда в системе образования, возможно, начнут происходить существенные изменения».