Учителя // Новость

​«Школа – это не только про учебу, это про жизнь вокруг нас»


​«Школа – это не только про учебу, это про жизнь вокруг нас»
Фото: youtube

Программе «Учитель для России» в этом году исполняется 5 лет. В ней принимают участие 78 школ из разных регионов, в которых обучается более 20 тысяч детей. О том, какие изменения произошли за эти годы, рассказывает в своем интервью «Вестям образования» сооснователь программы Ольга Фогельсон.

– Когда мы только-только начинали нашу деятельность, мы вообще собирались работать только в средней и старшей школе и только с учителями-предметниками, – рассказывает Ольга Фогельсон. – Это был наш первый стартовый ход, и так мы работали с нашим первым набором. Начиная со второго года мы попробовали взять психологов в работу, и сейчас с каждым годом количество психологов и социальных педагогов увеличивается. Потом мы поняли, что есть большой запрос на тьюторов и педагогов-организаторов, и стали готовить для школы таких специалистов. Три года назад мы стали работать с начальной школой. Таким образом, сегодня мы готовим учителей всех дисциплин, работающих с учениками 1–11-х классов, а также других необходимых школе специалистов. Это расширило круг участников программы, интерес к ней растет с каждым годом.

На фото сооснователь программы «Учитель для России» Ольга Фогельсон

Как бы Вы описали коллективный портрет людей, приходящих в Вашу программу?

– Большое количество людей получают педагогическое образование после окончания других вузов – МФТИ, МГУ, РГАУ– МСХА им. Тимирязева. Это наш основной контингент. Скажем, человек закончил вуз, отработал несколько лет по той или иной специальности, но понял, что хочет работать с детьми. Например, он хорошо знает английский язык. Тогда он подаёт заявку в программу и в случае прохождения всех этапов отбора, получает возможность преподавать в школе и вместе с этим учиться по программе переквалификации, реализуемой совместно с НИУ ВШЭ. И всё это за два года.

– Как организовано обучение по вашей программе?

– Участники, отобранные на конкурсной основе, проходят первую часть обучения в так называемом Летнем институте в течение пятинедельного интенсивного курса под руководством преподавателей НИУ ВШЭ. 1 сентября они выходят работать в школу и параллельно продолжают свое обучение на онлайн-курсах и частично в офлайн-формате, а в завершение пишут аттестационную работу и получают диплом.

– Установлен ли для ваших учащихся возрастной ценз?

Нет, этот пункт в наших анкетах отсутствует. Сегодня в нашей программе обучаются люди от 22 до 55 лет, хотя большинство составляют молодые ребята 25–27 лет.

– Девиз вашей программы: «Работа, которая изменит твою жизнь и общество, в котором ты живёшь». Оправдывают ли ваши выпускники столь высокие ожидания и с чем бывают связаны их неудачи в педагогической карьере?

– Пятилетний опыт нашей работы показывает, что на этот вопрос нельзя ответить однозначно. Мне кажется, большинство наших выпускников оправдывают ожидания, даже на примере Александра Зудкина и Ильи Сеземина, которые реализуют свой проект в Тарусской школе Калужской области.

95% наших выпускников остаются работать либо в системе образования, либо в социальной сфере – помимо школы, это может быть участие в коммерческих или некоммерческих образовательных, социальных или благотворительных проектах.

В этих сферах всегда требуются люди, там часто бывает большой кадровый дефицит, и наши выпускники занимают эту нишу.

Но главное, наверное, – это проекты, которые рождаются в ходе работы в школе, на основе конкретных проблем, требующих решения. Так, по инициативе наших выпускников возник проект «Одинаково разные». Драйвером послужила ситуация в одной из школ Калужской области, где обучается большой процент детей-мигрантов, плохо владеющих русским языком и по этой причине испытывающих большие трудности в обучении. И тогда учителя начали придумывать, что можно сделать в этой ситуации. Оказалось, что есть хорошие возможности в преподавании русского языка как иностранного, и эту методику наряду с программами социализации начали апробировать в этой конкретной школе. Спустя три года на основе этих практик мы подготовили педагогов 20 школ Калужской области, где есть дети-мигранты, и теперь планируем распространить эту программу на другие регионы.

Еще у нас есть мощный проект «Через театр», который родился из потребностей школ, находящихся «в сложном социальном контексте», где нет возможностей для развития дополнительного образования детей. Тогда наши выпускники начали создавать театральные студии в разных регионах, благодаря этому возникло фестивальное движение, в котором принимает участие много детей, сумевших реализовать свои способности в этой сфере.

– Оказываете ли вы методическую и финансовую поддержку выпускникам вашей программы, осуществляющим эти проекты?

– Мы помогаем учителям запускать проекты, находить деньги на их выполнение, выходить на более высокий качественный уровень и масштабировать их на другие школы и регионы. Напрямую мы проекты не финансируем. Но первые два года работы в школе мы выплачиваем нашим выпускникам стипендии в размере 20 тысяч рублей и еще дополнительно 15 тысяч рублей на съем жилья. Надо понимать, что многие из них приходят работать в школы как молодые специалисты, не имеющие квалификационных категорий и педстажа, то есть на самые низкие ставки. Кроме того, в связи с переездом на новое место им приходится арендовать жилье, что требует дополнительных затрат, которые тоже необходимо компенсировать. Бывают случаи, когда ребята едут в свой родной регион, где у них имеется жилье, и тогда им выплачивается только стипендия.

При этом обязательного срока отработки у них нет.

Бывает такое, что кто-то из наших участников начал работать в школе, но он не может адаптироваться на новом месте. Например, человек никогда не жил в сельской местности, и новые бытовые условия оказываются для него непривычными. Так бывает, и мы заранее предупреждаем об этом. Если же возникают трудности в работе с детьми, наши кураторы и методисты помогают и консультируют новичков.

– А может ли школьный коллектив, в который попадают ваши молодые специалисты, стать тормозом на пути реализации их идей, инициатив?

– Такое тоже возможно. Мы же понимаем, что школьные коллективы устроены по-разному, и порой найти с ними общий язык очень непросто. Но сопротивление каким-то новым идеям, проектам, инициативам в основном вызвано тем, что люди не до конца понимают, как они будут реализованы на практике.

Поэтому мы обучаем наших выпускников, как грамотно преподносить свои идеи, как их презентовать, как убеждать коллег и администрацию школы.

– По информации на вашем сайте, вы отбираете те школы, где директора и педагоги готовы к инновациям.

– Да, мы обязательно обсуждаем ситуацию со школами, как говорится, «на берегу» и ориентируемся только на те педколлективы, которые нуждаются в изменениях и готовы к ним. Но иногда бывает так, что всё равно конкретная идея может не понравиться, и тогда очень важно суметь договориться.

– Какова динамика конкурсов на ваши программы? Они растут или падают?

– Последние три года мы вышли на условную цифру 20 человек на место.

– Это большой конкурс по сравнению с педвузами. Чем вы это объясняете?

– Я думаю, что идея нашей программы привлекательна для многих. За пять лет деятельности сложился бренд «Учитель для России», про нас много пишут в СМИ.

Но в отличие от вуза, у нас, во-первых, сжатые сроки подготовки, поэтому нам нужны люди с очень понятными умениями, желаниями и целями, а во-вторых, мы не просто обучаем современным методикам, а создаем сообщество, объединенное общими ценностями.

Именно это притягивает в программу все новых и новых людей, которые настроены на коллективное творчество.

За эти годы у нас сложилась практика направлять в школы не одного выпускника, а целую группу в количестве 3–5 человек.

Внутри региона, соответственно, из разных школ тоже может образоваться команда единомышленников. В процессе обучения они периодически встречаются несколько раз в году, и благодаря этому у наших выпускников складывается ощущение, что они не одиноки, что у них есть коллеги по общему делу. Это и есть ответ на вопрос о том, почему наша программа привлекательна для людей самого разного возраста.

– Вы планируете расширять вашу программу за счёт увеличения числа участников, регионов и школ-партнёров?

– Да, мы растем. Если до этого два года в нашу программу поступали примерно по 80 новых участников, то в этом году мы планируем принять почти 190 человек. Кроме того, в этом году к нам присоединятся еще два региона – Новосибирская область и Ямало-Ненецкий автономный округ. Впервые мы выходим на регионы за пределами средней полосы России, и эта специфика определяет для нас новые задачи.

Мы работаем и с городскими, и сельскими школами, часто находящимися в сложном социальном контексте, где остро требуются учителя.

В то же время мы не работаем со школами-гимназиями, которые отбирают детей. Таковы наши установки, пусть даже они не всегда совпадают с запросами регионов, которым иногда хочется пополнить состав элитных школ свежими кадрами.

– Я посмотрела цифры на вашем сайте, они как-то не очень впечатляют: за 5 лет вы подготовили 271 педагога. Сюда входят и психологи, и тьюторы, и вообще все школьные специалисты?

– Да.

– Вам могут возразить, что это капля в море.

– Капля в море, понимаю. Мы в первый наш год набрали 40 человек. У нас в первом Летнем институте на обучении было 40 человек. Казалось, что это не капля, а доля капельки. Сегодня их 180 в Летнем институте. Я считаю, что это рост. Наверное, он не такой масштабный в рамках огромной страны. Но мне кажется, что для таких программ, как наша, очень важно качественно отстроиться и быть уверенными, что мы можем так же качественно обучать 500 и 800 человек.

В заключение разговора хочу опять вернуться к девизу вашей программы: так изменят ли ваши выпускники себя и общество, и систему образования в стране?

Система образования требует постоянных изменений, но происходят они очень медленно и постепенно. Мне кажется, что чем больше будет появляться альтернативных подходов к школе, чем школа будет больше открыта для общества и для людей разных профессий, для творчества, для новых идей, тем быстрее будут воплощаться в жизнь прогрессивные реформы. Школа – это не только про учебу, это про жизнь вокруг нас, и сегодня учиться можно всему в очень разных местах. Это очень важно для понимания того, что такое образование.






Новости





























































Поделиться