Дистанционное обучение // Колонка

Готовы ли школы ко второй волне дистанта?


Готовы ли школы ко второй волне дистанта?
Фото: youtube.com

Новый учебный год в российских школах начнется 1 сентября. Об этом сообщил 29 июня министр просвещения Сергей Кравцов в эфире телеканала «Россия 24».

Разумеется, мы все понимаем, что ни Сергей Сергеевич, ни кто-нибудь еще, не имеет точных прогнозов по пандемии на территории РФ, поэтому вопрос в заголовке моего комментария носит не чисто академический, а практический характер. Другими словами, можно ли считать, что конкретные учителя, учащиеся и вся система образования в целом сделали шаг вперед в компетенции применения дистанционных образовательных технологий? Ответ: безусловно, да. Можно ли считать, что ДЛЯ ВСЕХ учащихся и учителей, достигнутая сегодня эффективность дистанционного образовательного процесса близка к эффективности обучения с присутствием в школе, что ее можно назвать синтонной? Ответ: к сожалению, нет. Участники образовательного процесса, которым он не безразличен, все еще находятся в состоянии стресса.

Можно ожидать, что многие регионы откажутся от проведения в 2020 году ВПР, чтобы снизить давление на учащихся, даже если Рособрнадзор предложит материалы для ВПР. Будут ли эти регионы или отдельные школы вводить собственные цифровые аттестационные работы?

В этой ситуации многое зависит от регионов. В частности, мы знаем, что Минпросвещения планирует развернуть эксперимент с цифровой образовательной средой (ЦОС) в 14 регионах России. Там цифровой формат взаимодействия станет повседневным в школах. В тысяче школ, где будет использоваться платформа Сбербанка, можно рассчитывать на синергетический эффект: вынужденная дистанционность совместится с возможностями цифровой платформы. Например, если идет дистанционная работа, то у учителя обычно есть возможность записать весь урок (например, в облако или на свой компьютер). В зависимости от настройки, это может делаться автоматически, по умолчанию или нажатием одной кнопки. В дальнейшем учитель может эту запись проанализировать – для себя лично или вместе с учениками. Такая запись – очень богатый материал для анализа, в том числе, достижений метапредметных результатов. (В ПООП говорится, что оценка достижения метапредметных результатов происходит в ходе наблюдения).

А в других регионах? Ясно, что надо обеспечить повышение квалификации и постоянную методическую поддержку учителям. А какими силами? Но это ситуация «со средним по больнице». Полагаю, что намного важнее выявить школы, у которых «совсем не получилось» и помочь им. Мы понимаем, что, даже при полном отсутствии электронной коммуникации и телефона, дистанционный образовательный процесс возможен. Так он шел в существенной доле школ ФРГ, например, где эффективно работала знаменитая немецкая почта и учителя обменивались посланиями: они по телефону не звонили и электронной почтой не пользовались. В некоторых местах России использовался обычный фанерный ящик для обмена письмами при входе в школу. Но, конечно, весь вопрос в готовности: в психологической, методической, организационной, а не только технологической.



Новости





























































Поделиться