1. Какие тренды формируют опору для становления нового стандарта? Ставка на прозрачность финансирования, отказ от любых форм дополнительных отчетов и эргономичные, понятные цифровые сервисы.
2. Нормативно-подушевое финансирование позволяет сохранить объемы бюджетных ассигнований на оплату труда учителей. Альтернативы пока нет.
3. Пора пересмотреть подходы к прямому финансированию приобретения учебников школами. Важно обеспечить возможности школам получать доступ к онлайн-платформам и качественному контенту, развивать механизмы их использования в образовательном процессе.
4. При разнице финансирования и окладов говорить о единстве в системе образования невозможно. Необходима фиксация базового оклада, позволяющего реализовать стандарт. При этом вариативная часть программы, позволяющая персонифицировать образовательный процесс, может оплачиваться дополнительно.
5. Еще один шаг – повышение управляемости системы без перевода учредительства школ на региональный уровень, но с использованием механизмов управления назначением руководителей образования муниципалитетов и образовательных организаций. В Московской области действует «Рекрутинг-центр» (оценка компетенций кандидата), без заключения которого назначение на должность директора школы в муниципалитетах невозможно. Назначение руководителя муниципальной системы образования – только через согласование комиссией Министерства.
6. Важно обеспечить прозрачность начислений, когда оплата труда продолжает зависеть от количества детей и их результатов, но при этом не выходит за рамки «коридора», определенного для каждого типа образовательных учреждений.