«Я не знала, что я такая богатая!» – сказала мне участница путешествия учеников 6–8-х классов на Байкал в 2016 году. Ее мнение было тем более ценно, что девочка с родителями уже успела облететь все континенты мира и к идее поехать в «тьмутаракань» с самого начала отнеслась довольно скептически.
Итак, все началось в июле 2016 года, когда я организовала школьную образовательную экспедицию, собрав группу из 46 человек. С нами поехали учителя географии, истории, химии и я – учительница математики, которая любит литературу, прошла курсы актерского мастерства, стала инспектором по детскому туризму. Особенностью нашей программы являлось обучение на всем пути следования. Педагоги проводили занятия прямо в дороге. В плацкартном вагоне они разместили экран и проектор, и все смотрели специально подготовленные презентации и учебные фильмы о тех местах, мимо которых проезжали. Это совсем другое дело, нежели просто глазеть в окно. Учитель географии объясняет, почему вот эта скала перед твоими глазами именно такая, что по ее виду можно понять об Уральских горах или почему после этой речки – именно такая низменность. А учитель истории наглядно и доходчиво рассказывает о казаках, когда-то переправляющих обозы через вот эту могучую и бурную реку.
Теперь, после такого трехдневного путешествия, дети точно знают не только где какой город находится – они прониклись удивительной атмосферой каждого из них. Например, в Новосибирске ребята сказали, что ощущают себя стоящими «посередине сковородки», и небо в нем такое близкое! Там же мы вспоминали А. Галича и других шестидесятников. Ученых, составивших славу этой научной столицы Сибири. Мы высчитывали ширину рек по тому, как быстро пересекали их, зная скорость поезда. Эти данные получали от машинистов через начальника поезда, с которым держали постоянную связь. Ребятам организовали экскурсию в кабину машинистов, чтобы посмотреть, как там все устроено. А ведь до этого путешествия многие лишь летали на самолетах и никогда не ездили на поездах. Мы подробно и весьма наглядно узнали о труде машинистов, проводников, поваров в вагоне-ресторане, из которого осуществлялось наше четырехразовое горячее питание. Между занятиями ребята играли в различные командно-образующие игры, в географическое лото, «Монополию». Всем так понравилось ехать, что в Иркутске даже не хотели выходить!
По пути нашего дальнейшего следования мы размещались в гостиницах таким образом, чтобы занимать весь этаж или всю базу, жить своей командой и не переживать за безопасность детей. Каждый вечер мы собирались вместе в круг, и ребята по минуте рассказывали о личном впечатлении от прожитого дня. Такая рефлексия для многих тоже была новинкой. В компании взрослых людей их редко об этом спрашивали.
На следующий день по приезде мы отправились изучать Иркутск и его музеи. Вы понимаете, как меняется восприятие Дома-музея декабристов после только что совместно просмотренного фильма «Звезда пленительного счастья»? И так было впоследствии со всеми краеведческими музеями. Дети были очень хорошо подготовлены для восприятия историко-этнической информации. Жарко обсуждали в автобусе только что увиденное с нашим учителем истории. После посещения минералогического музея в Иркутском университете ребята долго еще говорили о неорганической химии с учителем. Оказывается, в экспозиции был представлен наглядно весь материал за 9-й класс! Такое путешествие с учителями-предметниками уже в первые дни показало огромную разницу в образовательном результате по сравнению с обычными выездами детей с сопровождающими на какую-либо экскурсию. Здесь получилась действительно экспедиция. Исследовательская, научная, познавательная, в которой объединились знания по всем предметам школьной программы. Учитывая количество иностранцев в Листвянке и Тальцах, мы успели и язык повторить. На биологической станции в Листвянке дети работали с микроскопами, знакомились с мельчайшими обитателями озера, изучали флору и фауну Байкала по гербариям и коллекциям. Нам прочитали интересную лекцию работники океанариума. Мы побывали в батискафе и смогли своими глазами увидеть в иллюминаторы видеозапись (ускоренную местами) реального погружения, которое состоялось в 2008 году. Мы поднялись на фуникулёре на вершину одного из распадков к камню Черского, откуда открывается незабываемый вид на исток Ангары. Все это просто невозможно прочувствовать и понять, глядя на фотографии в учебниках или интернете. Этим воздухом надо дышать! Мы жили на берегу Байкала на чабрецовом поле, смотрели на звезды ночами у костра и ходили встречать рассвет. Там совсем не было сотовой связи, и дети впервые оказались без нее. Однако эти четыре дня им показались самыми красивыми и насыщенными из всего путешествия, хотя после мы отправились жить на остров Ольхон, где тоже было сказочно красиво. Мы катались на лошадях и даже ездили целый день на пароходике по островкам с достопримечательностями буддистов и шаманов. На берегу Байкала дети собирали и зарисовывали цветы и пейзажи окружающих гор. А еще много плавали и играли в теплой воде залива. Там же дети начали читать книги, в обычное время не особо увлекаясь этим занятием. Просто сидели на сеновале, у костра или на берегу Байкала и читали о путешествиях. Пекли картошку, учились вязать узлы, ставить палатку и разжигать костер. Учились ориентироваться на местности по звездам и по мху на камнях.
Там же дети стали просить научить их правильно делать фотографии. Выяснилось, что одна девочка владеет этим искусством и рада поделиться своими знаниями. Окружающая красота обязывала запечатлеть диких орлов, сусликов, зайцев, ежей, лис, енотов. И ребята получили еще один полезный навык.
В этой экспедиции они осознали смысл слов «бескрайняя, разнообразная, красивая». Увидели свою Родину совсем иначе. Получили возможность узнать культуру пяти религий, прекрасно уживающихся в Иркутском крае. Ребята поняли, что духовно объединяет все религии. Это невозможно было не заметить. Уважение к земле, на которой живешь, к семье, к традициям народов-соседей. Мы попробовали блюда национальных кухонь, послушали песни и легенды. Увидели, насколько все живут в полном взаимном уважении. И в конце концов к ребятам пришло осознание себя как граждан великой державы. Эту мысль и выразила в последний вечер на нашем кругу та девушка, которая не хотела «ехать в трущобы к какой-то большой луже». Она совсем другим голосом очень серьезно сказала то, что я взяла в эпиграф своего проекта. «Я не знала, что я такая богатая! Я теперь хочу знать свою Родину!» Это я считаю главным достижением того путешествия.
Идеей моего проекта является проведение таких комплексных учебно-исследовательских экспедиций с учениками 6–8-х классов. Этот возраст наиболее благоприятен, потому что именно в нем приходит осознание себя членами социума, желание заявить о себе как о личности. После таких путешествий им есть что о себе рассказать в социальных сетях, путем фотоисторий или даже видеофильмов. По возвращении им предлагается защитить свои проекты на итоговых конференциях в школе. Возникающая после таких путешествий гордость за свою страну совсем иначе позволяет подростку взглянуть и на себя, на выбор своего дальнейшего пути.
Согласно статистике, на сегодня только 11% московских школьников путешествуют со своими родителями по России в период летних каникул. И, возможно, это просто дорога до живущих где-то родственников, а не столь полнокровная познавательная экспедиция.
«Ничто так не формирует ум, как путешествие», – говорил Эмиль Золя. С ним нельзя не согласиться! Своим проектом я хочу добиться возможности для школьников участвовать в школьных экспедициях в рамках основной образовательной программы школы со своими учителями или лучшими студентами педагогических вузов за счет государственного финансирования. Это один из вариантов повышения не только метапредметных знаний учащихся, умения применять их на практике, но и в первую очередь формирования подлинного патриотизма. Стратегическая задача государства и школы – познакомить детей именно с нашей страной! 64% детей не выезжают никуда из Москвы во время летних каникул! Родители не смогут ни за какие деньги дать детям то, что могут дать в совместном путешествии учителя. Этих знаний не получишь в коробках школьных кабинетов. Легче взять с собой в дорогу все цифровые возможности современного образования! И сделать образование объемным, полноценным и по максимуму интересным! Давайте сделаем это!
Марина Бачурина,
учитель ГБОУ «Инженерная школа № 1580 при МГТУ им. Баумана»,
магистрант 1-го курса программы «Образовательная политика»