Дистанционное обучение // Интервью

«В дистанционном образовании важно создавать атмосферу творчества»

Интервью с председателем Гильдии словесников Антоном Скулачевым.
  • 29 апреля 2020
  • 2000

«В дистанционном образовании важно создавать атмосферу творчества»
Фото из личного архива

Теряет ли слово свою значимость, когда читатель уходит от книги и переходит в онлайн? Почему ведение соцсетей от лица героя известного произведения А.С. Пушкина Евгения Онегина может стать для школьников полезнее сочинений? На эти и другие вопросы в новом выпуске программы «Пока мы дома» ГК «Просвещение» ответил Антон Скулачев, учитель литературы гимназии №1514, член совета при Президенте РФ по русскому языку и председатель Гильдии словесников.

– Гильдия словесников объединяет всех, кто имеет отношение к слову, начиная от учителей русского языка и литературы и заканчивая профессиональными писателями. Изменилось ли что-то в вашей работе и работе коллег с переходом на удаленный формат?

Изменилось все: форматы работы, способы взаимодействия, увеличилась интенсивность в 2-3 раза и продолжительность рабочего времени. Многие учителя замечают, как теперь подробно они дают обратную связь детям, и это прекрасное изменение. Если говорить о ценности и роли слова, подлинного, живого, искреннего, то она лишь еще больше возросла. Мы все понимаем, насколько, находясь в самоизоляции, важно слышать живую человеческую интонацию.

– Какие сложности в формате дистанционного образования возникают у учителей русского языка и литературы?

У всех очень разные условия. Многим не хватает стабильного интернета, необходимого количества компьютеров дома на всех членов семьи, бытовых условий для занятий с детьми. Общие подходы больше не работают, в том числе фронтальная работа, когда мы даем всему классу одно задание. Правильно лишь то, что органично для твоей внутренней ситуации: технической, человеческой, эпидемиологической. Обнажились ситуации, связанные с желанием ребят учиться. Как сделать так, чтобы ученику было интересно заниматься дома, если у него в соседней вкладке конкурент в виде отрытой онлайн-игры? Необходимо искать и новые формы проверки: учителям сложно проверять огромные письменные работы с помощью компьютера. Здорово, когда удается выстроить работу так, чтобы дети проверяли работы друг друга. Нужно искать новые форматы заданий, которые развивают учебную самостоятельность и исключают возможность списывания. Важно понимать, что мы не уместим в онлайн все, что укладывали в 45 минут живого урока. Поэтому прежде всего нужно сделать десять шагов назад, посмотреть на предмет со стороны, понять, что самое главное, и заново собирать учебную программу.

А главное: сегодня каждому из нас – учителю, родителю и ученику – как никогда нужна человеческая поддержка.

– Какие находки Гильдия готова предложить учителям русского языка и литературы?

Мы активно включились в работу цифровой платформы для школ, созданной фондом «Вклад в будущее» Сбербанка. С его помощью школьники могут дистанционно изучать предметы и выполнять задания, а учителя – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию учеников. Гильдия словесников создала контент по литературе для 5-8 классов на четвертую четверть. Например, в рамках модуля «Подросток как герой литературного произведения» ученики могут познакомиться с замечательными текстами Марии Парр, фрагментами из произведений Даниэля Пеннака, Анны Гавальды. Кроме того, мы создали раздел на сайте Гильдии словесников с подборками учебных материалов для 9–11 классов, которые можно использовать дистанционно. Мы провели огромную онлайн-лабораторию, посвященную русскому и литературе в дистанционном формате. В мероприятии участвовало около 500 человек со всей страны, участникам удалось обменяться полезными методиками.

Важно, чтобы каждый учитель понимал, что он не одинок в этой ситуации.

– Учителя литературы часто жалуются в социальных сетях, что на уроке очень важна атмосфера, а в дистанционном формате создать ее довольно сложно. Действительно ли это так?

Безусловно, личное общение, которое было в школах, сейчас утрачено. Но открываются новые возможности. Например, выстроить взаимодействие детей между собой, объединяя их в группы, можно даже без технических возможностей видеосвязи. Или организовать работу с разными интернет-платформами. Ученики получают больше возможностей для взаимодействия между собой в онлайн-режиме. И в этом взаимодействии можно создать атмосферу творчества.

– Одна из наших героинь предыдущих эфиров, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких, поделилась мнением, что у современных детей и взрослых слабые навыки письменной речи, общения. Как можно решить такую проблему?

– Первое и самое важное – работа с мотивацией. Когда мы просим ребенка высказаться на тему «как ты понимаешь долг человека в жизни и перед обществом?», он не знает, зачем ему это нужно, и выдает тексты, основанные на клише. Можно погрузить задания в конкретную речевую ситуацию и предложить поучаствовать в споре со своим сверстником, доказать ему свою позицию. Предложите ученикам подготовить развернутый ответ на вопросы «Чего, с твоей точки зрения, не хватает в школьном курсе обществознания и философии? Каких текстов не хватает в программе по литературе и почему? Как бы ты их изучал со школьниками младших классов?». Такие задания «поворачиваются» к школьнику, он понимает, зачем ему это делать. Можно активно включать в задания мемы, жанры интернет-коммуникации. Пусть дети ведут Инстаграм от лица Евгения Онегина, строят в Google-картах маршрут перемещений героев, ведут паблики Вконтакте на литературную тематику и в комментариях пишут, что им понравилось и почему. Современный ребенок привык к интермедиальности в коммуникации, к текстам, которые включают аудиовизуальный контент.

Такие материалы, как лонгриды, инфографика, изотекст, можно создавать в условиях дистанционного обучения.

– В завершение предлагаю пройти небольшой блиц-опрос. Печатная книга или электронная?

Печатная, поскольку сейчас важно отвлекаться от экрана. В целом, электронную книгу вместе с печатной можно использовать как инструмент учебного взаимодействия, поскольку в электронной можно быстро найти нужную информацию с помощью функции поиска.

– Дистанционная работа – это препятствие или возможность?

Очень трудная ситуация, рождающая огромное количество интересных возможностей.

– Учитель – это наставник или творец?

Собеседник.

– Урок – это система или креативность?

Креативная система.

– Писатель для самоизоляции: Гоголь или Чехов?

Совершенно точно, 100% Пушкин.

– Образование – это контроль или самостоятельность?

Только самостоятельность и обретение самостоятельности всеми участниками учебного процесса.

Проект «Пока мы дома» создан для педагогов, родителей, учителей и в помощь всем, кто перешел на дистанционный режим работы и хочет продолжить не только учиться, но и ежедневно находить новые возможности для саморазвития. Создателями ресурса выступили ГК «Просвещение» и корпорация «Российский учебник». Ресурс состоит из трех основных блоков: «Дистанционное образование», «Каждый день – активный» и «Мое здоровье», каждый из которых ежедневно пополняется новыми статьями, наглядными пособиями, видеороликами и вебинарами.



Новости





























































Поделиться