BIG DATA // Тема дня

«Нашим преподавателям приходится переобуваться на ходу»

Школы и студенческие кампусы по всему миру пустеют, происходит массовый переход на дистанционное образование.

«Нашим преподавателям приходится переобуваться на ходу»
Фото: usnews.com

16 марта Министерство науки и высшего образования России рекомендовало вузам перейти на дистанционное обучение в связи с опасностью распространения коронавируса нового типа. А 17 марта НИУ «Высшая школа экономики» провела в дистанционном формате семинар «Высшее образование в условиях эпидемии: возможности цифровых технологий». В семинаре приняли участие представители китайских и американских университетов и основатели образовательных платформ.

По словам научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина, в настоящее время более 500 млн учащихся охвачены дистанционным образованием.

Так как коронавирус был впервые обнаружен в Китае, то эта страна первой перешла на онлайн-обучение: соответствующие рекомендации Министерства образования Китая появились еще 5 февраля.

Поскольку студенты в это время были на каникулах, то вузы располагали временем для подготовки: собрать информацию обо всех имеющихся в интернете образовательных ресурсах, организовать тренинги среди преподавателей, наладить обмен опытом между университетами.

Однако с трудностями – техническими и организационными – все равно пришлось столкнуться: например, некоторые студенты, проживающие в отдаленных провинциях, испытывают проблемы с интернетом или не имеют домашних компьютеров. В этих случаях университеты покупают технику за свой счет.

До эпидемии в Китае были разработаны тысячи дистанционных курсов и модулей, и это обеспечило фундамент для дистанционного обучения, но главной задачей стало вовлечь студентов в учебный процесс в онлайн-формате.

Важным достижением, которое и нам бы не помешало позаимствовать из китайского опыта, стали команды ассистентов – помощников преподавателей, которые настраивают студентов на учебу, следят за выполнением домашних заданий – словом, держат все под контролем.

Генеральный директор Университета 20.35 Василий Третьяков видит главную опасность перехода на дистанционное обучение в снижении интерактивности.

Например, преподаватели транслируют свои лекции в режиме онлайн, посылают задания по электронной почте, оставляя студентов один на один с целым массивом информации. «Повысить мотивацию в таких условиях будет предельно сложно, – считает Василий Третьяков. – Наш опыт показывает, что онлайн-курсы осваиваются студентами полезно и эффективно только тогда, когда у них есть мотивация к освоению этого курса. И эта мотивация может быть во многом рождена проектной деятельностью групп студентов, которые эти знания дальше применяют».

Основатель и программный директор конференции EDCRUNCH, директор Центра EDCRUNCH UNIVERSITY НИТУ Нурлан Киясов рекомендует наладить обмен опытом между преподавателями по созданию локальной образовательной среды.

По словам директора по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Евгении Кулик, в России есть порядка 1000 курсов, которые могут быть использованы университетами. И сейчас надо обеспечить доставку этого контента до сотен тысяч учащихся.

«Нужно проанализировать учебные планы, определить лакуны, которые можно закрыть онлайн-курсами, предоставить преподавателям инструменты для веб-трансляции. Но прежде всего следует сделать акцент на бережном отношении к преподавателям, на их обучении и поддержке в стрессовой ситуации на фоне быстрых перемен», считает Елена Кулик.

Исак Фрумин подчеркнул, что если у китайских коллег было время для подготовки к переходу на новые формы обучения, поскольку эпидемия началась в период студенческих каникул, то нашим педагогам «приходится переобуваться на бегу», в разгар весеннего семестра.

Однако многие участники семинара предостерегали от спешки, которая ни к чему, кроме неразберихи и суеты, не приводит.

Заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» НИУ ВШЭ Иван Карлов предложил дать преподавателям время на перестройку и предоставить им возможность использовать те инструменты (курсы, платформы, форматы онлайн-общения), которые для них более привычны и комфортны.

Участники семинара пришли к выводу, что до того, как появился коронавирус, трудно было убедить педагогов в необходимости онлайн-обучения. Эпидемия стала поворотным моментом в переходе на дистанционное образование.

Но в то же время специалистам еще предстоит ответить на такие важные вопросы, как, например, проведение лабораторных и практических работ в период пандемии и организация экзаменов в режиме онлайн.




Новости





























































Поделиться