К сожалению, сказать это гораздо легче, чем сделать. Нет, для
галочки можно сделать, и для этого действительно все есть.
Есть РЭШ, на который
тратились большие средства и который в начальной логике и должен был выступать
порталом для альтернативного обучения; в Москве есть МЭШ, который в основном создавался
как инструмент сопровождения традиционных занятий, есть системы электронных
дневников и журналов, в которых можно давать задания и обсуждать что-то на
форумах, есть даже компьютеры в школах и есть интернет. То есть формально все
имеется. Но…
Организация дистанционного обучения – это не столько технические возможности, которых бывает достаточно в любом планшете, а прежде всего другая модель потребления информации. Далеко не все преподаватели сами проходили обучение дистанционно, а потому скорее всего не видели разные форматы обучения и не могут сказать, как будет восприниматься информация детьми в онлайн-формате.
Онлайн-формат требует другой методики преподавания предметов.
Даже теорию нужно будет объяснять по-другому, по-другому переключается внимание учеников между видами деятельности, по-другому усваивается информация, тем более в разных возрастных группах. Особое внимание заслуживает и нахождение ребенка возле устройства на протяжении длительного времени.
Для начальной и средней школы провести 5–6 уроков перед устройством – несоответствие СанПину, значит, материал надо перегруппировывать и давать как-то иначе. Но как?
В свое время огромную
популярность набрала «академия Хана», в которой Салман Хан через интернет другим,
более доступным для детского восприятия способом рассказывал и показывал
школьный материал. Далеко не все учителя смогут это делать, они
учились работать с живой аудиторией, а не с бездушной техникой. Да и школьник,
сидящий у компьютера, с легкостью может переключать свое внимание на более
приятное времяпрепровождение, игры, фильмы, музыку. И нет у учителя прямого
влияния на переключение внимания обратно на учебный материал. Да и родители
скорее всего в это время будут на работе.
Также нужно помнить о нагрузке на педагога.
Обучение по решению родителей предполагает и возможное проведение очных занятий с теми детьми, которых родители не могут оставить дома.
А мы помним, что большинство педагогов
работает больше, чем на ставку, значит с использованием дистанта нагрузка на педагогов
возрастет кратно, особенно с учетом подготовки и записи нового материала. Даже у
профи для записи 15 минут лекции уходит больше часа времени. Где взять
достаточно времени и как оно будет оплачено – также вопрос важный. Значит, надо
успеть разработать комплекты локальных нормативно-правовых актов, затрагивающих
почти все документы, от положения об обучении до положения об оплате труда и
стимулирующих выплатах.
Особого внимания заслуживает и оснащенность домашнего рабочего места школьника, его безопасность, наличие качественного выхода в интернет с защитой от контента, не соответствующего возрасту. Техника должна оказаться совместима с теми техническими решениями, которыми будет пользоваться школа, это также достаточно важный пункт.
Школа должна быть готовой к консультированию своих школьников как по подключению и решению технических проблем, так и по содержанию предметов и организации обучения, от «забыл пароль», «не могу найти», «не вижу материал» до «не понимаю, откуда у учителя этот знак появился».
Ситуация с эпидемией уникальна.
С одной стороны, это реальная возможность сдвинуть ситуацию с «цифровой школой» с мертвой точки игнорирования в сторону использования различных инструментов, но с другой стороны – велико желание отработать ситуацию ради галочки, формально, переложив ответственность за все обучение на самого обучаемого и его родителей. Но родители не могут собой подменить школу, они не профессиональные педагоги. Остается надеяться, что школы, администрации, педагоги смогут выстроить эффективный процесс обучения с применением дистанционных технологий. По крайней мере сейчас вопрос «зачем нужно применять цифровые инструменты?» уже не стоит.