Качество образования // Колонка

Школа в эпоху эпидемии

С 16 марта все школы Москвы и Московской области переходят на режим посещения занятий по выбору родителей, а занятия рекомендуется организовать с применением дистанционного обучения.

Школа в эпоху эпидемии
Фото: advancedbusinessabilities.com

К сожалению, сказать это гораздо легче, чем сделать. Нет, для галочки можно сделать, и для этого действительно все есть.

Есть РЭШ, на который тратились большие средства и который в начальной логике и должен был выступать порталом для альтернативного обучения; в Москве есть МЭШ, который в основном создавался как инструмент сопровождения традиционных занятий, есть системы электронных дневников и журналов, в которых можно давать задания и обсуждать что-то на форумах, есть даже компьютеры в школах и есть интернет. То есть формально все имеется. Но…

Организация дистанционного обучения – это не столько технические возможности, которых бывает достаточно в любом планшете, а прежде всего другая модель потребления информации. Далеко не все преподаватели сами проходили обучение дистанционно, а потому скорее всего не видели разные форматы обучения и не могут сказать, как будет восприниматься информация детьми в онлайн-формате.

Онлайн-формат требует другой методики преподавания предметов.

Даже теорию нужно будет объяснять по-другому, по-другому переключается внимание учеников между видами деятельности, по-другому усваивается информация, тем более в разных возрастных группах. Особое внимание заслуживает и нахождение ребенка возле устройства на протяжении длительного времени.

Для начальной и средней школы провести 5–6 уроков перед устройством – несоответствие СанПину, значит, материал надо перегруппировывать и давать как-то иначе. Но как?

В свое время огромную популярность набрала «академия Хана», в которой Салман Хан через интернет другим, более доступным для детского восприятия способом рассказывал и показывал школьный материал. Далеко не все учителя смогут это делать, они учились работать с живой аудиторией, а не с бездушной техникой. Да и школьник, сидящий у компьютера, с легкостью может переключать свое внимание на более приятное времяпрепровождение, игры, фильмы, музыку. И нет у учителя прямого влияния на переключение внимания обратно на учебный материал. Да и родители скорее всего в это время будут на работе.

Также нужно помнить о нагрузке на педагога.

Обучение по решению родителей предполагает и возможное проведение очных занятий с теми детьми, которых родители не могут оставить дома.

А мы помним, что большинство педагогов работает больше, чем на ставку, значит с использованием дистанта нагрузка на педагогов возрастет кратно, особенно с учетом подготовки и записи нового материала. Даже у профи для записи 15 минут лекции уходит больше часа времени. Где взять достаточно времени и как оно будет оплачено – также вопрос важный. Значит, надо успеть разработать комплекты локальных нормативно-правовых актов, затрагивающих почти все документы, от положения об обучении до положения об оплате труда и стимулирующих выплатах.

Особого внимания заслуживает и оснащенность домашнего рабочего места школьника, его безопасность, наличие качественного выхода в интернет с защитой от контента, не соответствующего возрасту. Техника должна оказаться совместима с теми техническими решениями, которыми будет пользоваться школа, это также достаточно важный пункт.

Школа должна быть готовой к консультированию своих школьников как по подключению и решению технических проблем, так и по содержанию предметов и организации обучения, от «забыл пароль», «не могу найти», «не вижу материал» до «не понимаю, откуда у учителя этот знак появился».

Ситуация с эпидемией уникальна.

С одной стороны, это реальная возможность сдвинуть ситуацию с «цифровой школой» с мертвой точки игнорирования в сторону использования различных инструментов, но с другой стороны – велико желание отработать ситуацию ради галочки, формально, переложив ответственность за все обучение на самого обучаемого и его родителей. Но родители не могут собой подменить школу, они не профессиональные педагоги. Остается надеяться, что школы, администрации, педагоги смогут выстроить эффективный процесс обучения с применением дистанционных технологий. По крайней мере сейчас вопрос «зачем нужно применять цифровые инструменты?» уже не стоит.



Новости





























































Поделиться