Отвечает психолог // Статья

«Я – психолог, но считаю, что говорить с дошкольниками о войне надо»

  • 5 февраля 2020

«Я – психолог, но считаю, что говорить с дошкольниками о войне надо»
Фото: pikabu.ru

Детский нейропсихолог Наталья Романова-Африкантова написала пост о том, почему (и как) с дошкольниками нужно и говорить о войне.

По интернету дважды прошли волны репостов сообщений от детских психологов, которые считают, что говорить с дошкольниками о войне рано и поэтому делать этого не нужно.

Мол, малыши они ещё, не готовые к обсуждению темы смерти и войны.

Я очень хочу, чтобы альтернативная профессиональная точка зрения также была, хотя мнение оппонентов безусловно уважаю. Я считаю, что разговаривать с дошкольниками о войне можно и нужно, и вот почему:

1) Возраст от 3 до 7 лет для ребенка, растущего в экологичных семейных условиях, – время наибольшей безопасности. Это как раз тот период, когда «папа может все что угодно», а мама «самая добрая и красивая». И это лучший период для того, чтобы узнать обо всем, что может вызвать сильную эмоциональную реакцию. Задача родителей – спокойно рассказать, ответить на вопросы, получить эмоциональный отклик, контейнировать эмоции ребенка (помочь с ними справиться). Это возраст, когда в объятиях родителей не страшно ничего! Поэтому неудивительно, что…

2) Именно в дошкольном возрасте у ребенка в голове появляется тема смерти, страха смерти, страха смерти родителей, попытки объять то, что происходит с людьми после смерти. Это естественный процесс, и самым неестественным в этой ситуации будет отложить его обсуждение «на вырост». Страхи возникают как раз тогда, когда с ребенком что-то недостаточно обсудили, а не тогда, когда всё рассказали и ответили на все дополнительные вопросы.

3) Без введения понятия смерти и её необратимости невозможно введение понятий безопасности, смертельной опасности, высшей ценности – жизни и им подобных, а без них процесс воспитания может быть весьма затруднен. Старший дошкольник должен четко понимать, чем «нельзя» отличается от «смертельно опасно».

4) Дошкольный возраст – лучший период для того, чтобы передать ребенку ценностное отношение родителей к важным для них понятиям. Уже в начальной школе источником истины для ребенка станет учитель, а сразу после этого периода – его ровесники и друзья.

И если вы считаете для себя важным донести до ребенка ваше отношение к войне, религии/атеизму, гендерному равенству и другим значимым для вас понятиям, это лучше сделать в дошкольном возрасте.

5) Понятие фашизма и опыт борьбы с ним – отличный мостик к разговору о детях и взрослых с особенностями развития, о недопустимости дискриминации по национальному/расовому признаку, о неприемлемости буллинга тех, кто носит очки/имеет лишний вес/странно себя ведет и т.д. И это всё тоже было бы хорошо обсудить до школы.

Если говорить об этом нужно, то как правильно это делать?

1) Впервые рассказывать ребенку о войне/блокаде должен родитель/родители, а не педагог (потому что именно родитель – значимый взрослый, с которым не страшно и который должен помогать прожить любые эмоции).

2) Говорить об этом надо из состояния эмоционального покоя – когда нет других поводов для волнений и переживаний.

3) Родитель может и должен расставить акценты таким образом, как считает приемлемым сам. Например, сказать, что не-фашисты победили фашистов, не внося в обсуждение национальные/государственные категории участников войны. Или внося, если для семьи важно рассказать ребенку именно о Холокосте.

4) Разумеется, не нужно подробно обсуждать с ребенком зверства фашистов, затрагивать «сложные» темы поведения солдат обеих сторон на завоеванных территориях и другие проблемы, не имеющие однозначной трактовки.

5) Ответьте на все дополнительные вопросы и продолжайте на них отвечать, если они будут появляться. Не отмахивайтесь и не переносите их «на потом».

И нет, не потому что «можем повторить», но исключительно в ракурсе «главное – чтобы никогда не повторилось».



Новости





























































Поделиться