Сегодня учителя пошли в школу не зная, что делать, как говорить. В чатах и классах удручающая агрессия, ненависть, обсуждение законности смерти и пыток. Это естественная реакция, но для эмоционального состояния школьников и педагогов очень вредная. Ужас трагедии не должен привести к расчеловечиванию, поскольку это чревато новыми ужасами.
Мы попросили экспертов Центра толерантности, социального психолога и ведущего тренера Елену Горинову и педагога-психолога Ольгу Давыдову, помочь нащупать ответы на самые болезненные вопросы.
Злость под запретом?
Детей нельзя ругать или осуждать за агрессию. Сейчас никого нельзя за нее ругать или осуждать. Задача взрослых – создать пространство, в котором эмоции можно выражать, страхи обсуждать, но получать на них достойную реакцию. Нулевая толерантность к злобе и яду понадобится, чтобы они не разливались по школьным коридорам, отравляя веру в человечность, безопасность и решаемость любой проблемы.
Когда человек выплескивает злость, остановить этот поток всё равно что запретить естественные процессы при отравлении. Вам, дорогие коллеги, придется с этим помочь: давать воду, обеспечить поддержку, искать вместе ответы. Последнее очень важно, поскольку вы можете не знать их – и это тоже нормально. Доверие школьников к вам только возрастёт, если вы покажете собственную человечность: да, я не знаю, но давайте вместе найдем ответ на этот вопрос.
– Я чувствую ненависть, я что, плохой?
В таких ужасающих ситуациях, как теракты, испытывать ненависть к виновникам – абсолютно нормально. Ненависть – естественный человеческий ответ на несправедливость, жестокость, убийства невиновных людей.
Но важно понимать разницу между чувствами и поступками.
Испытывать ненависть, а вместе с ней страх, печаль о погибших, и действовать из чувства ненависти (причинять ущерб, боль другим) – это разные вещи и их важно разделять.
О том, плох или хорош человек, говорят его поступки. Именно поэтому в такие трагические моменты важно говорить о своих чувствах, делиться болью, признавать чувство ненависти, но не делать плохого, не причинять боль, не множить жестокость, а оставаться человеком.
Мигранты и агрессия
Несмотря на неоднократные заявления первых лиц нашей страны о том, что терроризм не имеет национальности, многие СМИ и телеграм-каналы успешно спекулируют на этой теме, пытаясь перенаправить агрессию аудитории и заработать на этом очки вовлеченности. Это недостойно.
Задача взрослых – обработать эти ксенофобские высказывания и стереотипы, услышанные детьми дома или в СМИ.
– Все говорят, что мигранты опасны. Это правда?
Я понимаю, почему ты можешь так думать, особенно с учётом того, что говорят в новостях и вокруг.
Но давайте с вами договоримся, что будем оставаться на человеческой позиции. Мы же умные и объективные, верно? Преступники могут быть в любой группе, независимо от того, откуда они приехали или какая у них культура.
Большинство мигрантов, как и мы с вами, хотят жить в мире и безопасности, работать и заботиться о своих семьях. Как и в любом сообществе, как и среди россиян, среди мигрантов есть разные люди. Нельзя судить обо всех по действиям некоторых.
Каждый из нас заслуживает, чтобы к нему относились с уважением и судили по собственным действиям, а не по действиям кого-то другого.
Пример 1
Представьте, что в классе кто-то разлил краску, а я решу, что виноват весь класс, хотя на самом деле это сделал только один человек. Было бы справедливо наказывать всех за действие одного?
Пример 2
Допустим, в футбольной команде один игрок играет нечестно. Правильно ли было бы говорить, что из-за этого всю команду следует дисквалифицировать или считать нечестной?
Пример 3
Представим, что в интернете разошелся слух, что кто-то из вашего города совершил преступление. И люди со всей страны начали говорить, что все подростки из вашего города – проблемные и опасные. Вас это бы обидело и расстроило, верно? Ведь вы знаете, что не такие, и что один человек не может представлять всех.
Нам с вами, а особенно вам, ведь вы – будущее, важно научиться видеть человека за этикетками и стереотипами. Давайте вместе учиться пониманию и уважению друг к другу, искать то, что нас объединяет, а не разделяет.
Человечность к тем, кто бесчеловечен
– Почему нельзя просто убить всех, кто это совершил? Зачем их лечат вообще? Почему их не убили на месте?
Это очень серьёзный и сложный вопрос. Понимаю, что эмоции могут быть очень сильными, когда мы слышим о таких ужасах, как Крокус. Эмоции – гнев, злоба, желание восстановить справедливость, отомстить. Я тоже испытываю очень сильные эмоции. Давайте вместе все обсудим.
Важно помнить, что в основе нашего российского общества лежат законы и принципы справедливости. Один из этих принципов – наказание должно быть законным, и у каждого есть право на судебное разбирательство.
Убийство тех, кто совершил преступление, было бы нарушением этих принципов, которые защищают нас всех.
Мы – общество, которое стремится к миру и безопасности для всех. Наш ответ на преступность должен отражать эти ценности, даже когда это кажется крайне трудным.
Ответственность за деяния лежит на тех, кто их совершил, и есть установленные процедуры для наказания.
Кроме того, целью любых террористов и является посеять страх и ненависть, сделать так, чтобы внутри общества усилилась враждебность. Получается, что желая жестокой расправы над террористами без суда и следствия, мы как бы подтверждаем, что своей цели террор достиг.
К тому же в текущей ситуации информационных войн любое проявление даже справедливой злобы, выраженное словами, призывами к расправе и т.п. могут быть использованы против всех нас, интерпретированы с искажением смыслов.
Собственная безопасность
– А что, если такое случится здесь, с нами? Где гарантии безопасности?
Я понимаю, почему этот вопрос тебя беспокоит.
И это абсолютно нормально – чувствовать страх и неуверенность в таких ситуациях. Спасибо, что не постеснялся спросить.
Важно помнить, что такие события, хоть и происходят, являются редкими. Мы в школе делаем всё возможное, чтобы обеспечить вашу безопасность. У нас есть планы действий на случай чрезвычайных ситуаций, а учителя и охрана проходят специальное обучение. Мы также тесно сотрудничаем с местными органами правопорядка, чтобы убедиться в том, что наша школа – это безопасное место.
Очень важно общаться и делиться своими переживаниями. Если ты чувствуешь страх или тревогу, пожалуйста, говори об этом. Можешь обратиться ко мне или к любому взрослому, которому доверяешь.
А еще вот что скажу: каждый из нас может внести свой вклад в создание безопасной и поддерживающей среды в школе. Будь внимательным к своим одноклассникам, к тому, что видишь на улице или читаешь в интернете про нашу школу. Обязательно говори, если видишь что-то беспокоящее. И давайте заботиться друг о друге. Вместе мы сильнее и можем создать место, в котором каждый будет чувствовать себя более защищенным и уверенным.
С другой стороны, будьте внимательны к информационным вбросам. Не спешите пересылать друзьям и близким «оповещения» об опасностях – чаще всего в поток спам-рассылок попадают фейки. Их авторы стремятся посеять панику, убедить нас всех в том, что мы в опасности. Это то же в каком-то смысле террор. Блокируйте такие каналы сразу, если вам пишут в мессенджерах. Не вступайте в переписку.
Надо же что-то делать!
– А мы можем сейчас что-то сделать, чтобы помочь?
Это очень ценно, что ты хочешь помочь. Более того: для нашей психики полезно, когда действуешь, а не замираешь.
Есть много способов, которыми мы можем принести пользу, не усугубляя обстановку несвоевременной агрессией. У меня есть такие идеи, быть может, вы к ним что-то добавите?
- Распространение доброты и поддержки. Даже маленькие поступки могут иметь большое значение. Можно написать поддерживающие сообщения тем, кому сейчас нужны теплые слова, или просто быть рядом с теми, кто нуждается в дружеском плече.
- Образование и осведомленность. Учиться и делиться знаниями о том, как вести себя в опасной ситуации, как преодолевать ксенофобию, как избежать насилия и агрессию. Мы можем организовать встречи или дискуссии. Хотите?
- Участие в волонтерских проектах. Можно присоединиться к или даже организовать акции помощи тем, кому она нужна. Это могут быть сборы продуктов, одежды, волонтерство в местных сообщественных центрах. Любая помощь не только тем, кто пострадал, но и вообще всем, кто в ней нуждается – это важно.
- Позитивное присутствие в социальных сетях. Вместо того, чтобы распространять сообщения, которые могут вызвать страх или агрессию, давайте делиться историями о том, как люди помогают друг другу, о доброте и человечности, которые мы видим вокруг.
- Создание творческих проектов. Рисунки, стихи, музыка, видео, которые могут поднять настроение, вдохновить или заставить задуматься о важности поддержки и сопереживания. Смеяться над трагедией нельзя, но радоваться жизни – можно. Более того, даже нужно.
- Создание поводов для общих встреч. К классе или дома: попить чаю, посмотреть хорошее кино, побыть рядом.