Когда я ставлю себя на место родителя, мне становится не по себе чуть чаще, чем всегда.
Представьте себе – из всех утюгов идет запугивание Единым государственным экзаменом. Все знают, что ЕГЭ – это чуть больше, чем катастрофа. К ЕГЭ нужно готовиться, ЕГЭ нужно учить отдельно. Потому что это не просто итоговый экзамен.
Это – государство в государстве, со своими особыми законами, отделенное от нас заборами с вышками и металлоискателями. Только собак нет на периметре.
Свои правила и свои суперзасекреченные материалы. Своя система проверки и эксперты, дающие подписку о неразглашении. Апелляции, которые, как в тюрьме, можно вести только по скайпу. Форматы, которые меняются каждый год. Подготовки, которые начинаются в сентябре, и нервы, которые треплются за несколько лет до.
Через это надо пройти, это надо пережить. Школа вообще достаточно нервное место. А тут еще, в дополнение к ЕГЭ, возникают диагностические работы: всероссийские, региональные.
Нервы, нервы, нервы.
А что, собственно, нервничать? Мы что, плохо готовим? Вроде бы нет. У меня как у учителя нет никаких сомнений. Но как у родителя – извините.
Ребенок у меня – только один. И, если все так нервничают, если все так нагнетают обстановку, то дыма без огня не бывает. Надо подстраховаться. Надо позаниматься с репетитором.
Школа – она ж бесплатная. Что с нее возьмешь? Вот репетитору я плачу. И за свои деньги спрошу. Что спрошу? А вот и спрошу, качественно ли он подготовил к ЕГЭ?
Что в переводе на русский язык означает: «Подготовил правильно отвечать на заранее известные вопросы». Потому что именно такова роль репетитора. За редким исключением, репетитор именно натаскивает на ответы. Он не работает «в долгую», как школьный учитель. Сдал – и забыл. Важно только здесь и сейчас. Не факт, что каждый школьный учитель работает «в долгую». Но задача перед ним ставится именно так. Перед репетитором – иначе. Его результат нужен здесь и сейчас.
И, если он, этот результат, есть, то зачем учить на уроке? Это же смешно: мы научились отвечать на вопросы по «Войне и миру» за два часа занятий с репетитором, а училка заставляет над томами месяц сидеть! Зачем тратить время на уроки, если того же эффекта можно добиться за пару часов занятий после уроков?
И получается, что отрок или отроковица, идя в школу, знает, где настоящая учеба, а где – нет. И выбор не в пользу школы. Не потому, что там в самом деле все плохо (иногда так и есть, но чаще причина в ином). Просто репетитор дает результат, который можно пощупать здесь и сейчас, а школьный урок – нет. Беда ли это школьного урока – отдельная история.
Но репетитор кладет школьного учителя на обе лопатки именно потому, что работает на ЕГЭ и этот результат можно «потрогать».
А дальше – заколдованный круг. Чем больше репетиторов, тем ниже уровень подготовки со стороны учителя. Ибо – зачем тратить время на учеников, которые и так занимаются? Более того, они занимаются у репетитора и не занимаются на уроке. Он смотрит на учителя потухшими глазами и не понимает, зачем ему еще и это? Потому что после уроков у него четыре часа репетиторов, за которые уплочено. И которые нужны для ЕГЭ.
А для чего школа?
Для чего все эти Фамусов с Базаровым, синусы с арктангенсами, Бойль с Мариоттом, если не для ЕГЭ?
Но ради ЕГЭ не нужно вчитываться в страницы «Войны и мира» – нужно знать краткое содержание и уметь отвечать на правильно поставленные вопросы. Про Бойля с Мариоттом не вспомнят при открывании бутылки газировки. Они ведь тоже нужны только для ЕГЭ. А раз так – зачем учить больше?
Да, школа дает больше, чем ЕГЭ. Она рассчитывает на то, что знания помогут сформировать картину мира. Что для человека не будут пустым звуком слова про «небо Аустерлица», и он будет понимать, что запрет дайверу быстро всплывать с глубины как-то связан с теми самыми Бойлем и Мариоттом.
Значит ли это, что школьных уроков достаточно для того, чтобы сдать ЕГЭ без репетиторов? В большинстве случаев – да. Но только при том условии, что эти уроки были пройдены с пользой. А не пройдены мимо.
Ну, вы же знаете, кто у нас преподает физику? Знаете? Ну вот. Потому и не доверяем. Да и мой оболтус – он же все уроки все равно проспит. А ЕГЭ – это же страшно. Это когда с овчарками и на зоне. Это когда всё по-настоящему. Не как в школе. Когда на кону – жизнь. А жизнь у нас – одна. И она зависит от того, в каком месте поставишь запятую во фразе «Казнить нельзя помиловать».
Потому – только репетиторы.