«Никогда такого не было, и вот опять!» – на новом этапе дистанционного обучения школы снова испытывают те же трудности, что и минувшей весной. Эти проблемы в основном озвучивают родители, недовольные качеством учебного процесса. Министерство просвещения, похоже, не усвоившее уроки карантина, удивлено: в чем причины протеста? Неужели кого-то не заботит здоровье своих детей? Мы решили выяснить причины непосредственно у пап и мам, которых не устраивает удаленка.
Узнать мнение родителей для меня не проблема: я сама мама 8-классника и состою в классном сообществе, а также общаюсь с родителями из других школ. Так вот, у протестной позиции есть свои аргументы, основанные на наблюдениях за своими детьми.
Самую распространенную причину неприятия дистанционного обучения родителями можно сформулировать так – детям вредно столько времени находиться за экраном компьютера (у кого есть), а чаще смартфона или планшета. Потому что по факту ребята проводят в виртуальной среде по 6-9 уроков в день (именно столько у моего сына в классе).
Если к этому прибавить время на выполнение домашних заданий (а они даны в Гугл-классе или на других электронных платформах, то есть опять требуется работа с гаджетами, да и отправлять, а иногда и выполнять задания нужно там), то даже если учесть чуть укороченные относительно традиционных уроки, получится абсолютно не укладывающееся ни в какие санпины время. Вообще-то это количество формирует ту нехорошую компьютерную зависимость, против которой все раньше дружно выступали.
– Дистанционка втягивает детей в электронный мир, а мои дети на него подсажены до сих пор не были, она привязывает их к соцсетям и соблазнам интернета, – говорит Наталья, мама 8-классницы. – Я уже не говорю про ухудшение зрения и осанки, но из-за постоянного взаимодействия с гаджетами у дочки ухудшился сон, она стала более раздражительная. Я это наблюдала весной и сейчас то же самое.
– Интересно, а кто-то в департаменте или министерствах (образования, просвещения, здравоохранения – Т.М.) проводит наблюдения за состоянием здоровья детей на удаленке? – недоумевает другая родительница. – Ведь состояние зрения или ситуация со сном – это объективные показатели, и они реально просели! А малая подвижность детей, запертых в квартирах? Даже до школы идти теперь не надо – гиподинамия налицо!
Также многие родители возмущены недостаточной материальной оснащенностью – базой всего дистанционного обучения, без которого оно невозможно в принципе. У многих в семье компьютера либо нет, либо он один.
– Это мой рабочий инструмент, поэтому ребенку остается только учиться в телефоне, – говорит папа 9-классника. – И у нашей школы нет возможности выдать столько ноутбуков, сколько нуждающихся в нем.
А смартфон (и он-то не у каждого ребенка есть) с его куда меньшим экраном и функционалом сильно сужает учебные возможности (например, ребенку неудобно набирать текст на экране и выполнять электронные задания), и опять-таки сильнее, по сравнению с компьютером, напрягает глаза ученика.
Отдельно ругают родители (со слов детей и из собственных наблюдений) качество связи и работы различных электронных платформ, на которых обучаются дети.
– МЭШ (Московская электронная школа – Т.М.) и РЭШ (Российская электронная школа – Т.М.) не справляются с потоком посетителей и регулярно виснут, срывая учебный процесс, – пишет мне один из отцов.
Знакомые педагоги ситуацию подтверждают (да я и сама, как учитель в прошлом учебном году, с этим сталкивалась).
Недовольство вызывает и напряженный социальный момент:
– Любые детские сады и школы – это еще и социальная помощь родителям, – говорит мама 6-классницы. – Чего зря кокетничать – ребенок дома, хоть и за компьютером, требует гораздо больше сил и времени родителя, с которого необходимость работать никто не снимал.
Другой, пожалуй, самый важный, наряду с относящемуся к здоровью детей, довод противников дистанта касается содержания, смыслов школьного образования. Учителей, кстати, почти не ругают, им скорее сочувствуют.
– Прямое общение – это же очень широкое понятие, – делится своими размышлениями один из пап-аналитиков. – Тут и социализация, и более качественное обучение, использующее все каналы восприятия, а не только зрение и слух, и более простая «прямая передача» от учителя к ученику, и более простое натуральное взаимодействие... Парные и групповые упражнения на дистанционке сильно затруднены. А воспитательная функция школы и педагогов вообще, мне кажется, невозможна или сильно затруднена без живого взаимодействия в коллективе.
Кроме того, такие предметы как музыка, труд, изо, физкультура и кружки (включая танцы) вообще оказываются сейчас исключены из жизни детей. Ведь там в процессе обучения требуется и инвентарь специальный, и помещение, и физический контакт с учителем и учениками, и особая техника безопасности. А ещё через интернет не передаётся ни качественный звук, ни запахи, ни тактильность, ни вкус...
В общем, родители, дети и сами учителя признают, что период дистанционного обучения – во многом провальный, после него нужно восстанавливать множество пробелов, а какие-то темы давать заново.
Ну, и наконец, то, от чего все дети воют, а родители пожинают негативные психологические последствия – ребятам катастрофически не хватает живого общения!
– А мы-то думали, что наши дети – виртуалы, им общение в соцсетях заменило все, ан нет, не могут они (даже самые закрытые!) без встреч, объятий, шуток, споров, ссор и драк! – смеется знакомая мамочка. – Особенно подростки. Без общения они с ума сходят!
В общем, среди аргументов борцов против дистанционного обучения есть как субъективные доводы, так и вполне объективные. Более того, плохая организация удаленного процесса обучения, технические слабости учебных электронных платформ, недостаточный уровень подготовки учителей к таким формам ведения уроков проявили себя еще прошлой весной, однако с тех пор мало что изменилось. Пора уже, кажется, ведомству делать выводы.
Татьяна Морозова