Этот день для празднования выбран потому, что 22 ноября 1994 года прошел учредительный съезд Российского психологического общества. По инициативе Московского государственного университета с 2000 года он стал «красной датой» в календаре российских психологов.
Психология – сердце человекознания (а ум – философия, из который выделилась психология, его «умное сердце»… хочется верить, умное). Но этого не понять, этого не принять, покуда в книги, статьи и головы массово впечатывается школьный штамп: «психология – наука на стыке естественного и гуманитарного знания». Его любой неофит в непереваренном виде усваивает на всю жизнь, по случаю с легкостью воспроизводя.
Штамп производен от такого же ходячего, победоносно шагающего по территории наук представления о человеке как «биосоциальном существе». И психология (человеческая), и человек то ли зажимается в «стыке», то ли распинается на «стыкуемом». В любом случае – лишается своего главного атрибута. Свободы. А по Выготскому, свобода – «центральная проблемы психологии».
Психология – уникальна. Это – гуманитарная наука о живом, которое не является для нее лишь активным сгустком сложноорганизованной протоплазмы.
Она охватывает человека в диапазоне – от духа до дыхания. В том случае, когда дыхание становится духом, который захватывает. Вдохновением. Когда боль усиливает обида (как у маленького ребенка, ударившегося о стол). Когда сердце – буквально – бьется в ритме чувства. Когда по коже волной разгоняются мурашки при столкновении с чудом. Когда глаза светятся, горят истиной… На «стыке» обо всем этом ничего вразумительного сказать нельзя.
Да, анализ крови порой расскажет об образе жизни – социальном, человеческом! – больше, чем сам им живущий. Не расскажет об одном: смыслах, которыми он наполнил свою жизнь и которые породили этот образ. Хотя и они в «памяти крови». Потому что человек – человек «до последнего кровяного шарика», как писал психиатр Б. Фруст.
Формально разница между биологией и психологией достаточно проста. Биология – это наука о живых веществах, а психология – это наука о живых существах. Конечно, биология изучает вещество в составе существа.
Но только психология (в лучшем случае этология, наука о поведении животных – на границе психологии и биологии) способна приоткрыть законы жизни этого «состава», которые не сводятся к биологическим закономерностям. И пытается ответить на главный вопрос: как, почему, а в образе человека – еще и зачем живое вещество превращается в живое существо.
В психологии нет ничего вторичного, доступного полному воспроизведению, доведению до абсолютного автоматизма. В психологии всегда первозданна не только мысль или возвышенная страсть, но и рисунок простейших рабочих движений, которые образуют сложнейшее «моторное поле» (Н.А. Бернштейн) без повторяющихся траекторий.
Это единственное, что повторяется в феноменах человеческой психологии (и в целом человеческой жизни). А вот «павловские» рефлексы с точностью можно воспроизводить только на фистульных собаках. И сам же Павлов неоднократно и блестяще демонстрировал, насколько они, надежно выработанные, легко подвергаются сшибке в новых обстоятельствах, а характер реакции живого на сшибку может быть неожиданным для исследователя. Был такой случай: перед большой студенческой аудитории павловская собака в установке не выделила ни капельки слюны, хотя была должна. Что-то «смутило» собаку: столпотворение, новизна ситуации… Кого тут винить – не подготовленную собаку, экспериментатора, который ее не подготовил?
Для психолога «сшибка» – не «ошибка», а суть того, что он изучает и с чем он работает в самой жизни.
«Сшибается» – значит живет, и именно психической жизнью. А в «установках» часто вынашиваются и рождаются мифы об этой жизни.
К примеру, нейромифология – одна из самых плодовитых мифологий. Прошли те времена, когда Декарт фантазировал про духов, населяющих таинственный ларчик, внутри которого они раскачивают шишковидную железу, эпифиз (сам по себе – излюбленный объект мифотворчества), вызывая, так сказать, «психические волны». Ларчик открыли, вдоль и поперек «прозвонили» содержимое при помощи сверхтонких аппаратурных, в том числе компьютерных, методик и по итогам... насочиняли такого, что Декарту с его духами не снилось. Но в логике тех же духов-волнотворцев...
Сейчас очень модная (пусть и уходящая корнем в ветхозаветный психофизический параллелизм) тема «особых взаимоотношений» человека с собственным мозгом, который спит и видит, как бы перехитрить, обдурить хозяина. Один поп-нейрофизиолог так и заявил: в черепной коробке каждого сидит то ли паразит, то ли вампир, дело которого – питаться, а усвоенную с питанием энергию – ни в коем разе не тратить на «думанье». Все говорили: Ктулху съест твой мозг. Да мозг сам и есть Ктулху! В общем, дурят нашего брата – прямо из ларца.
Хотя, чего дурить – раз хозяин, получается, без мозга (иначе с кем он вступает во взаимоотношения?)... Без мозга, но с мифом.
А задача психолога – понять человека в качестве хозяина самого себя. И на практике – помочь ему принять себя в этом качестве. Принять собственную свободу, которая не раздается извне. Когда дух и дыхание – одно и то же.