Дистанционное обучение // Статья

Школы и вузы на пути к гибридному обучению


Школы и вузы на пути к гибридному обучению
Иллюстрация: news.knowledia.com

Весной 2020 года в наш лексикон прочно вошло словосочетание «дистанционное обучение»: школьники, студенты, преподаватели из-за пандемии коронавируса были отправлены по домам, а вся учеба переместилась на онлайн-платформы.

Новый учебный год начался очно: 1 сентября 16 миллионов школьников и более 400 тысяч студентов вернулись в классы и аудитории. Но «дистант» никуда не исчез, а, напротив, похоже, надолго прописался и в школах, и в вузах. Но уже не как основной вид занятий, а как дополнение. Теперь мы чаще говорим о смешанном обучении: когда офлайн- и онлайн-технологии сочетаются и дополняют друг друга.

И если в самом начале дистанционной «истории» все ее герои столкнулись с множеством проблем, то сегодня, спустя почти полгода, стало понятнее, какие инструменты использовать, чтобы работать было удобно.

Конструктор знаний

По данным международного исследования «Школьный барометр», которое проводили эксперты Высшей школы экономики с 20 апреля по 12 мая, в самый разгар «удаленки» старшеклассники и их родители уже тогда поддерживали идею именно смешанного обучения.

В анкетах школьники писали: «Хорошо бы три-четыре дня в неделю ходить в школу, а один-два дня заниматься дома дистанционно». Это, по мнению старшеклассников, поможет сконцентрироваться на тех предметах, которые они будут сдавать, готовясь к ЕГЭ и ОГЭ.

– Школьники также утверждают, причем однозначно: находясь на «удаленке», учиться они стали больше и лучше, – комментирует профессор ВШЭ, научный руководитель магистерской программы «Управление образованием» Анатолий Каспржак. – Они не мешают друг другу, не отвлекаются. К тому же, более трети школьников, родителей и педагогов с интересом воспринимают новые форматы обучения, ждут, что нового появится.

И не зря ждут. По словам научного руководителя АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”» Александра Адамского, сегодня на наших глазах формируется абсолютно новая цифровая дидактика, обобщающая опыт инновационных школ и учителей, в основе которого – принципы развивающего обучения. А именно: взаимодействие в цифровой образовательной среде, самостоятельная деятельность ребенка, индивидуальные образовательные программы, причем не только для ученика, но и для всей семьи.

Главное здесь – самостоятельная работа школьника, а учитель – проводник и «конструктор», который строит не только свои отношения с ребёнком, но и ребенка – с цифровой образовательной средой, вовлекая в этот процесс родителей.

– Наша задача в том, чтобы экранное время тратилось не столько на стопроцентное освоение программы, а на «запуск» самостоятельной деятельности и ребенка, и родителей. Автоматический перенос офлайновых методик в цифру только спровоцирует дальнейшее отторжение от дистанционного обучения, – убежден Александр Адамский.

Урок в гостях у сказки

Кстати, многие интересные форматы смешанного обучения задолго до вынужденного перехода на дистант были успешно апробированы в проекте «Сетевая школа РО» для удаленного обучения младших школьников, которые учатся по образовательной системе Эльконина–Давыдова. Этот реальный практический опыт разбивает сложившиеся представления о том, что дистанционные технологии подходят только для основной и старшей школы.

Например, в рамках проекта учителя начальных классов записывали видеоролики по разным предметам, которые дети могли посмотреть в любое время. Но не просто учебные видео, а сказки или игры, связанные с содержанием того или иного предмета. Вообще, игровой формат в развивающем обучении применяется очень широко, и акцент делается именно на самостоятельную работу учащихся.

А еще дети решали проектные задачи, которые выбирали по темам и уровню сложности. Составить план работы, проконтролировать его выполнение и оценить результат – все было отдано на откуп самим ученикам. Только после такого «самоанализа» работу отдавали педагогам и показывали сверстникам.

Кроме того, ребята работали в небольших группах с использованием цифровой платформы, а также «выходили» в сетевое межшкольное пространство. Для школьников были организованы творческие конкурсы и мастерские, а еще сетевые ТВ, газеты и даже театр.

Всем по цифре

С 1 сентября в 14 российских регионах стартовал федеральный проект Минпросвещения «Цифровая образовательная среда» (ЦОС). По словам главы ведомства Сергея Кравцова, анализ перехода на дистант показал, что необходимо создавать единую информационную среду, где будет легальный, образовательный контент по каждому предмету в строгом соответствии с федеральными образовательными стандартами. Так школам будет, на что ориентироваться.

«Мы не будем отходить от традиционного формата, а будем строить информационные системы для помощи традиционному обучению», – заявил Сергей Кравцов.

Проект «ЦОС» – это обеспечение школ техникой и подключение к высокоскоростному Интернету – не менее 50 Мб/с в селах и 100 Мб/с в городах. А еще – широкий набор сервисов: от электронного документооборота и планирования финансово-хозяйственной деятельности до учета достижений (электронное портфолио).

Но вот данные экспресс-опроса РАНХиГС: 34% учителей заявили, что им трудно готовиться к дистанционным урокам и проводить занятия онлайн. Правда, почти половина опрошенных считают, что знаний у них достаточно. Но как помочь остальным?

Школа идёт в Office

По данным анализа Всемирного банка, основное ограничение на пути введения гибридного образования – недостаток качественной платформы онлайн-обучения.

Сегодня в образовательном онлайн-пространстве выбор таких платформ достаточно велик, но школам необходимы понятные, бесплатные, эффективные, проверенные временем и поддерживающие инновационные формы обучения ресурсы. К таким инструментам относится, например, программное обеспечение Microsoft, и, в частности, Office 365 – единое цифровое пространство для общения и совместной работы, а также технологическая платформа для организации цифровой образовательной среды в школах.

Для школ есть специальная бесплатная версия Office 365. Ее можно установить на несколько устройств, и тогда попасть в личный цифровой кабинет сможет и администратор, и учитель, и школьник, и родитель. А еще там есть приложения, которые позволяют вести онлайн-уроки, интерактивные лекции и виртуальные лабораторные практикумы, контролировать успеваемость и даже проводить онлайн-экзамены.

Вся известная обычным пользователям продуктов Microsoft «линейка» программ – Word, Excel, PowerPoint, OneNote, Forms, а также дополнительные инструменты для работы в классе – удобно расположились на онлайн—платформе Microsoft Teams, «сердце» интерактивной экосистемы, которая к тому же может «дружить» с самыми разными приложениями, причем не обязательно родными, от Microsoft, но и сторонними: Miro, Kahoot и другими..

Испытано на себе

– В начале дистанта все школьные системы попросту «зависли», не справились с резко возросшей нагрузкой на Интернет, – рассказывает замдиректора по ИКТ гимназии им. С.В. Байменова города Похвистнево Самарской области Павел Александров. –

Невозможно было войти даже в дневник. Зато Office 365 и Microsoft Teams, на которые мы перешли, были стабильны даже при большом количестве одновременно подключённых пользователей.

Проверку на прочность проходить пришлось несколько раз. Нужно опубликовать на сайте школы подробные расписания уроков (такое поручение школам дали в региональном министерстве образования). Office 365 и его инструмент SharePoint с легкостью справился с этим. Причем можно не только размещать объемные документы, но и оперативно вносить изменения. В итоге – родители и ученики получили мгновенный доступ к актуальной информации.

Облако OneDrive тоже оказалось в тренде: безопасное и надежное хранение информации стало очень востребовано учителями. Как и ресурс OneNote – записная книжка класса с функцией ввода формул, диктофоном и рассылкой уведомлений и напоминаний.

Что касается Microsoft Teams, то в числе его очевидных преимуществ – качественная конференц-связь с большим количеством участников (до 350 одновременно) и доступность цифрового класса круглые сутки. В период пандемии была добавлена функция «Поднять руку!» и возможность видеть на экране девять участников конференции вместо четырёх, а в планах сделать ещё больше.

В ситуации, когда не у всех школьников дома есть стационарный компьютер или ноутбук, как нельзя кстати оказалась возможность доступа к Тeams c мобильных устройств – планшетов и смартфонов.

– Выяснилось, что подключиться можно сразу с нескольких устройств одновременно, – говорит Павел Александров. – Некоторые ребята умудрились даже презентацию показывать прямо с мобильного телефона! Кстати, наши детские сады «Сказка» тоже заинтересовались этими технологиями.

Московский городской педагогический университет (МГПУ) тоже начал использовать Office 365 задолго до пандемии. Здесь еще в 2018 году совместно с образовательным центром «Сириус» полностью в дистанционном формате с помощью Office 365 была запущена первая в России магистерская программа «Развитие детской одаренности». А с марта по июль 2020 года с помощью тех же сервисов Office 365 около полутора тысяч классных руководителей московских школ прошли переподготовку по программе «Психолог детского коллектива».

– Дистант – это постоянная битва за внимание твоих слушателей, – рассказывает ученый секретарь МГПУ Роман Комаров. – И в этой битве сейчас Microsoft Тeams вне конкуренции.



Новости





























































Поделиться