Гейм-дизайн, генетика, география на английском, робототехника, 3D-моделирование, медицинский и инженерный практикум, практикум по микробиологии, ораторское искусство – это далеко не полный перечень необычных уроков в нашей школе. А я люблю посещать уроки как в онлайн, так и в офлайн, особенно бывать на занятиях в современно оборудованных классах – IT-полигоне и робоклассе, медицинской и инженерных лабораториях и могу точно сказать, что выйти из директорского кресла и погрузиться в процесс обучения – это отличный способ узнать его изнутри, увидеть современных учеников и понять их. Кроме того, посещение уроков – это еще и способ узнать много нового для себя. С удовольствием снова учусь и радуюсь за ребят, вовлеченных в процесс обучения. Возможности современного образования открывают двери будущему успеху в жизни.
Что дает мое присутствие на уроках? Я стараюсь помогать педагогам профессионально расти и более эффективно учить детей. Особенно меня порадовали глубокие и в то же время метапредметные знания молодых учителей. Но больше удивления вызывают дети, которые в некоторых вопросах разбираются лучше взрослых. Они быстрее обрабатывают новую информацию, анализируют, работают с любой техникой и знают много всего. Недавно я была на уроке по гейм-дизайну и, говоря откровенно, ловила себя на том, что иногда понимала в речи детей только предлоги: они использовали много профессиональных терминов, к тому же и англоязычных.
Современные уроки сложно сравнить с теми, что были раньше. Я по-хорошему завидую современным детям. Что было у меня в школе? Доска. Мел. Простейшие компьютеры.
Сейчас уроки интерактивны. На каждом занятии перед учениками ставят разные задачи. Уроки проходят живо, динамично. Раньше в классе стояла гробовая тишина, и без поднятой руки нельзя было ни сказать, ни встать с места. Эти ограничения остались в прошлом. Когда я вхожу в класс на урок, я слышу не беспорядочный шум, а вдохновляющее творческое общение. Класс сейчас – это пространство для работы и развития.
В последнее время в связи с переходом детей 6–11-х классов на онлайн-обучение я посещаю и дистанционные занятия. Это оказалось удобно. Я могу успеть решить текущие вопросы, посетить несколько уроков и не бегать по кабинетам. Достоинство онлайн-урока еще и в том, что я могу зайти на него в любой момент и никому не помешаю. В случае с обычным занятием я прихожу в класс в начале урока, ухожу в конце, чтобы не отвлекать ни учителя, ни детей.
Переход на дистанционное обучение произошел в нашей школе быстро, мы выстроили работающую систему еще весной. Тем не менее для учителей это не всегда просто, и я стараюсь им помочь. Онлайн-уроки другие. Педагогу недостаточно взять и просто перенести свой обычный урок в онлайн, нужно учитывать, что учитель не видит глаза детей, не видит, чем они заняты, может, ученики уже устали. Кроме того, время работы за компьютером в силу возраста детей ограничено, за 20–25 минут педагогу нужно рассказать как можно больше информации.
И готовиться к онлайн-занятиям нужно более обстоятельно, продумывать структуру, использовать разные возможности, скажем, есть много интересных уроков в Московской электронной школе, быть готовым к техническим неожиданностям и оперативно их решать.
Хороший способом проведения онлайн-занятий – методика смешанного обучения и «перевернутый класс».
Основываясь на своем опыте посещения уроков, могу дать несколько советов:
- Смело пользуйтесь современным оборудованием. Например, у меня на столе стоят два монитора: на одном я работаю, а на другом посещаю уроки. Иногда я захожу на уроки и с мобильного телефона. Дистанционные занятия показали необходимость идти в ногу со временем всем без исключения. Я всегда говорю учителям, своим коллегам, что, если они не будут следовать за прогрессом, то отстанут от детей, и ученикам будут неинтересно на их уроках.
- Пользуйтесь техниками тайм-менеджмента и планируйте свой день. Если правильно распланировать время, можно успеть все: и выполнить основную работу, и посмотреть уроки.
- Обращайте внимание учителей на их ошибки. Программы, в которых проходят дистанционные уроки, дают возможность записывать ход занятия. Если я вижу ошибки в работе учителей, я даю им пересмотреть запись. После того как они увидят себя со стороны, у них часто переворачивается представление о том, как нужно вести занятия.