Образовательная политика // Колонка

Бюджет медленной деградации


Бюджет медленной  деградации
Фото: ukraine.web2ua.com

23 июня 2020 года, призывая граждан голосовать за поправки к Конституции, президент РФ Владимир Путин поручил правительству значительно увеличить в 2021 году бюджет здравоохранения и образования, а депутатов Госдумы – поддержать такой подход.

Мы готовы были поддержать двумя руками, но поддерживать оказалось нечего.

Проанализируем плюсы и минусы проекта федерального бюджета на 2021 год и плановый период 20222023, первое чтение которого запланировано на 28 октября.

Сначала перечислю достоинства бюджета, хотя подчеркну, что они относительные.

В бюджете предусмотрено:

1. Около 59 млрд рублей на питание учащихся 1–4-х классов.

При этом, по оценкам регионов, объем необходимых расходов федерального бюджета на эти цели должен быть в 22,5 раза выше по сравнению с запланированными Минфином.

2. Индексация стипендиального фонда для студентов, аспирантов, интернов и ординаторов федеральных профессиональных образовательных учреждений (как правило, вузов) на 3,7% в 2021 году и по 4% в 2022 и 2023 годах.

При этом расчётная стипендия студента среднего специального учебного заведения – 539 рублей, или менее 5% от прожиточного минимума. В советский период – около 60% прожиточного минимума, или в 12 раз больше; расчётная стипендия студента вуза – 1484 руб., или менее 13% от прожиточного минимума. В советский период: в обычном вузе – 80% от прожиточного минимума: в вузе, готовящем специалистов для оборонного комплекса – выше прожиточного минимума;

Улучшения соотношения размера стипендий с прожиточным минимумом бюджет не обещает.

3. Увеличение в соответствии с поручением президента контрольных цифр приема студентов на бюджетные места, на что будет выделено около 10 млрд руб. При этом после двукратного увеличения приема в вузы в 2020–2021 годах количество студентов, принимаемых на первый курс, в лучшем случае достигнет уровня 2016 года, после которого на протяжении трех лет (2017–2019) оно сокращалось.

Этим достоинства бюджета исчерпываются, теперь рассмотрим его недостатки.

1. Продолжается низкий рост бюджетных расходов.

В абсолютных цифрах в 2021 году он составит около 71,5 млрд руб. (примерно 7,07%), т.е. за вычетом ожидаемой в 2020 году инфляции в 3,8% рост составит примерно 3,3%. Вряд ли такой рост можно считать значительным. Прямое поручение президента правительству провалено.

Кроме того, это увеличение оказывается наименьшим среди социальных расходов, за исключением экологии.

По оценкам комитета по образованию и науке, все это означает «существенное снижение финансирования развития системы образования в реальном выражении».

По сравнению с объемами финансирования, утвержденными федеральным законом № 380-ФЗ (о федеральном бюджете на 2020 и плановый период 2021–2022 годов) расходы на образование предлагается уменьшить:
  • в 2021 году – примерно на 10 млрд руб.;
  • в 2022 году – примерно на 4 млрд руб.
  • По сравнению с плановыми, сокращаются также расходы на национальный проект «Образование»:
  • в 2021 году – почти на 10 млрд руб.;
  • в 2022 году – более чем на 7 млрд руб.

2. Снижение статуса педагога.

В бюджете не заложена индексация, в соответствии с уровнем инфляции, заработной платы педагогических работников федеральных образовательных организаций (прежде всего вузов). Аналогичная норма с высокой вероятностью будет отсутствовать в бюджетах субъектов РФ относительно всех остальных педагогических работников.

Правда, в Пояснительной записке утверждается, что бюджет позволит поддерживать уровень оплаты труда педагогических работников согласно указу президента РФ от 7 мая 2012 года № 597, однако в связи со снижением ожидаемого роста номинальной средней заработной платы в 2021–2022 годах средства на эти цели сокращены.

Между тем, по данным Общероссийского профсоюза образования за 2017 год, разрыв в оплате труда учителей по регионам – более 4,5 раз: от 20 085 рублей в Алтайском крае до 96 220 рублей в Ямало-Ненецком автономном округе.

По данным РАНХиГС, количество учителей, работающих на две ставки (36 часов в неделю и более) с 2015 по 2017 год увеличилось вдвое – с 7 до 14%.

С учетом подготовки к урокам, проверки письменных работ, оформления документации и воспитательной работы, чтобы рассчитать полную рабочую неделю учителя, число уроков нужно умножить примерно на 2,5. Иными словами, 28 уроков в неделю – это около 70 часов работы.

Еще хуже обстоит ситуация в высших учебных заведениях. По официальным данным, в настоящее время их преподаватели получают около 90 тыс. руб., а по данным Общероссийского народного фронта, правда за 2017 год, – примерно 25,5 тыс. руб.

3. Свертывание затрат на цифровое образование при массированном переводе на дистанционное обучение школьников и студентов.

Из послания президента РФ Федеральному собранию РФ от 15 января 2020 года: «В 2021 году школы должны получить уже не просто доступ в сеть, а высокоскоростной интернет, что позволит в полном объёме приступить к цифровой трансформации отечественной школы, обеспечить доступ педагогов и учеников к передовым образовательным программам, внедрять индивидуальные подходы к обучению, направленные на раскрытие способностей каждого ребёнка».

Общеизвестно:
  • значительная доля российских школьников и студентов среднего профессионального образования не имеет личных компьютеров или смартфонов, что превращает для них дистанционное обучение в профанацию;
  • до половины сельских школ не имеют широкополосного интернета, и детям иногда приходится взбираться на вышки, чтобы принять дистанционные задания;
  • подавляющее большинство российских школ вынуждены вести занятия на иностранных платформах (Zoom, Scype, Microsoft Teams и др.) из-за отсутствия национальных платформ, позволяющих вести дистанционные занятия.
Тем не менее проект федерального бюджета предполагает уменьшение расходов:
  • в 2021 году – почти на 1,5 млрд руб., в 2022 году – более чем на 200 млн руб., в 2023 году – почти на 200 млн руб. на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в российских школах и учреждениях СПО в рамках национального проекта «Образование»;
  • в 2022 году – на 2,5 млрд руб. по разделу «Национальная экономика» на формирование IT-структуры (цифровой среды) в государственных и муниципальных школах, в том числе доступа к сети интернет.
Напоминаю: депутатами С.И. Казанковым и О.Н. Смолиным внесен законопроект, который содержит две ключевые идеи:
  1. перевод школьников на дистанционное обучение в обычных условиях возможен только на добровольной основе;
  2. в случае вынужденного перевода школ на дистанционное обучение в ситуациях ЧП, ЧС или режима повышенной готовности государство обязано обеспечить школьников всем необходимым (компьютеры, широкополосный интернет, соответствующий контент).

4. Сокращение финансирования строительства новых школ.

Согласно посланию президента Федеральному собранию от 4 декабря 2014 года, правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации поручалось «разработать и утвердить программу содействия созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях (школах), предусмотрев источники её финансирования».

Распоряжением правительства РФ от 23 октября 2015 г. предусматривалось:
  • на первом этапе (2016–2020 годы) ликвидировать третью смену обучения, перевести учащихся 1–4-х классов и 10–11-х классов на обучение в одну смену;
  • на втором этапе (2021–2025 годы) перевести учащихся 5–9-х классов на обучение в одну смену, обеспечив перевод 100% обучающихся из зданий с износом 50% и выше в новые здания.
Однако в проекте федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов предложено уменьшение бюджетных расходов на эти цели:
  • в 2021 году – почти на 10 млрд руб.;
  • в 2022 году – более чем на 8 млрд руб.;
  • в 2023 году – приблизительно на 3,5 млрд руб. в рамках национального проекта «Образование».
В рамках национального проекта «Современная школа» также предлагается сократить расходы на строительство новых школ:
  • в 2021 году – более чем на 5,5 млрд руб.;
  • в 2022 году – почти на 4,5 млрд руб.

И только в 2023 году предполагается увеличить эти расходы на 32,5 млрд руб.

С таким финансированием поручение президента от 2014 года будет исполнено в лучшем случае к концу XXI века.

5. Отсутствие средств в федеральном бюджете на введение в действие новых федеральных образовательных стандартов для старшей школы, которое является обязательным с 2020/21 учебного года.

6. Сокращение финансирования строительства детских садов.

Из перечня поручений по реализации послания президента РФ Федеральному собранию РФ от 15 января 2020 года:

«принять исчерпывающие меры, направленные на преодоление отставания темпов введения дополнительных мест для детей в возрасте до трёх лет в дошкольных образовательных организациях и на создание в 2021 году в стране не менее 255 тысяч таких мест».

Результаты:
  • в 2020 году финансирование строительства детских садов сокращено на 0,8%;
  • в 2021 году предлагается сократить финансирование строительства детских садов для детей от 1,5 до 3 лет более чем на 3,5 млрд руб.
Сокращается также строительство детских садов для детей от 3 до 7 лет:
  • в 2022 году – почти на 6 млрд руб.;
  • в 2023 году – почти на 6,5 млрд руб.

При этом правительство предоставило информацию, согласно которой доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и от 3 до 7 лет обеспечена на 100%, а создание новых мест для таких детей не планируется.

Меры, что называется, исчерпывающие!

Общий вывод: в целом бюджет обеспечивает продолжение медленной деградации образования и нарастание кадрового кризиса в этой сфере.



Новости





























































Поделиться