Педагогика // Колонка

Победа учителя над учителем


Победа учителя над учителем
Фото: istockphoto.com

Признаюсь честно: я не люблю писателя Александра Солженицына. Но еще больше я не люблю того, что этот писатель назвал «образованщиной». Наверное, просто временами слышу ее информированный, уверенный, поучающий голос в себе самом. Все мы – немножко «образованцы», все мы успели надышаться «образованщиной», покуда росли. В наших силах лишь не «выдыхать» ее обратно, не тиражировать «образованщину» в умах.

Только эффектом «образованщины» можно объяснить упорное приписывание Бисмарку фразы про франко-прусскую войну, которую «выиграл прусский учитель». Ее часто вспоминают по педагогическим праздникам – на 1 сентября, в День учителя. Блеща и сверкая «образованщиной».

Как пошутил другой писатель – Александр Зиновьев, «классики марксизма оставили нам много цитат». Но они по крайней мере «документированы», сверить их можно по собраниям сочинений. В отличие от «цитаты» из Бисмарка, которая нигде не «документирована», потому что он нам ее не оставлял.

Зато кое-что об этом можно найти у профессора-географа и редактора лейпцигской газеты «Заграница» Оскара Пешеля. В этой же самой газете. Правда, речь идет не франко-прусской, а об австро-прусской войне. И фраза звучит так: «…Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем (курсив мой. – В.К.)».

Намного выразительнее, если разобраться, блуждающей банальности, которую «заставляют повторять» Бисмарка, не правда ли? Минуя попытку копнуть чуть глубже. Хотя бы через «гугл». Лично мне приходилось выступать «против Бисмарка» в беседах с «образованцами» еще до всякого «гугла». «Гугл», правда, не оберегает от «образованщины», а только плодит ее в неокрепших или уже «крепчающих» умах.

«Победа учителя над учителем» – так сформулировать мог только ученый. И тоньше, и шире, чем то, чего не говорил умнейший политик и полководец граф фон Бисмарк и что разносят на хвостах по миру «образованцы».

История глобальных и локальных противостояний как история противоборства образовательных систем, конкуренции «педагогик». Всемирная история, понятая через историю образования, – вот тот ракурс, который, по сути, обозначил проф. Пешель. За спинами армий бьются классы, школы, аудитории, университеты. Иногда и без участия армий, но со стратегическими последствиями.

Грандиозная для исследователя (и не только) перспектива, которую пока, насколько мне известно, никто не пытался развернуть как целое. Политика, экономика, культура как результаты всемирной образовательной истории, которой они обязаны не меньше, чем она им.

И победы, и поражения в образовании бывают только стратегическими.

Все – справедливо – говорят и пишут о том системном вреде, который способны нанести детям «новые» ФГОСы Минпроса. Хотя «программа деградации» педагогического сознания, педагогического профессионализма, «вшитая» в них «по умолчанию», содержит не менее катастрофический риск. Образ человеческого действия в лице учителя уже не может сопротивляться «дурному образцу» из программы, методики или учебника, впуская его без боя в детское мышление, которое лишили первой и последней защиты. Не секрет, что хорошему педагогу, например, советской школы очень часто приходилось «побеждать» плохую педагогику.

Но главная стратегическая победа, которую помогает одержать учитель, принадлежит не воюющим (конкурирующим и т.п.) сторонам в противостоянии друг другу. Она принадлежит ученику в «противостоянии» самому себе – вчерашнему, примелькавшемуся, уверенному в том, что все уже «было, было, было». «Уставшему» от учения и учителей. Уставшему и уходящему, даже бегущему от самого себя в качестве ученика, из школы вон.

А ведь выдающийся психолог Д.Б. Эльконин писал в своих научных дневниках: школа должна быть устроена так, чтобы дети не бежали из нее (читай: от себя), а рвались туда. К себе – такими, какими они могут стать (быть) только в школе.

Многие из нас хотя бы раз сталкивались с такой школой. Ведь многие ее образцы выращены в отечественной почве. Значит, у нас есть шанс победить во «всемирном педагогическом противостоянии». И во всем остальном. Во главе с учителем-победителем. При таких победах и победителях не бывает поражений и проигравших. И для того чтобы узнать, чего стоит учитель, не надо войны. На прочность он лучше всего проверяется в мирное время. В атмосфере торжествующей полноценности.

Вот «тема»! Открытая, приглашающая, безбрежная, междисциплинарная. Работы хватит на годы для многих. Кто первым дерзнет принять приглашение и войти?



Новости





























































Поделиться