В 2005 году Генеральная ассамблея ООН приняла Резолюцию, в которой, ссылаясь на Декларации прав человека, а также на Устав ООН, объявила 27 января Международным днем памяти жертв Холокоста. Резолюция призывает проводить в этот день особые просветительские программы, напоминающие всем людям, какую опасность таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предрассудки, чтобы увековечить память бесследно пропавших миллионов невинных жертв, и воздать должные почести мужеству и самоотверженности солдат, освободивших концентрационные лагеря.
27 января – не случайная дата. В этот день 75 лет назад Красная армия освободила самый страшный лагерь, ставший символом ужасов Холокоста – «Освенцим». На тот момент в лагере находилось 7 тысяч узников, в основном тяжелобольных и умирающих. Большинство из них удалось спасти благодаря умению и таланту советских врачей, у которых уже был опыт специального выведения блокадников Ленинграда из состояния истощения. Воспоминания узников по всему миру содержат особую благодарность и войнам освободителям, и заботливым врачам, которые подарили жизнь горстке «счастливых» выживших людей.
От геноцида Нацистской Германии погибло 6 миллионов евреев – треть всего народа. На иврите употребляется другой термин для обозначения истребления евреев во время Второй мировой – Шоа (Катастрофа). Действительно, это стало Катастрофой, унесшей не только жизни миллионов людей, из которых 1,5 миллиона детей, но целую культуру, навсегда изменив облик европейского еврейства и Европы в целом.
В широком смысле слова термин «Холокост» употребляется не только по отношению к евреям – это массовое истребление нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период Третьего Рейха.
Нет необходимости убеждать любого мылящего человека говорить с детьми о величайшей трагедии 20 века. Стоит и можно начинать даже с младшего школьного возраста. Вопрос – как и с чего начинать?
Советский писатель и журналист Василий Гроссман писал в 1943 году: «Человеческий мозг обладает злосчастным, а может, счастливым свойством: прочитав в газете или услышав по радио о гибели миллионов, он не может постигнуть, осознать происшедшее, он не в силах представить себе, увидеть мысленным взором, измерить глубину произошедшей трагедии…».
Когда мы называем статистические данные трагедии, или читаем лекцию, основанную лишь на линейном изложение событий, мы не подключаемся эмоционально, не пропускаем через себя и не присваиваем себе переживания. Но если мы смотрим на историю через призму личных воспоминаний, то черно-белый негатив окрашивается цветом, становится реальным, живым, а значит – становится ближе и понятнее. В этом случае самый простой способ – это искусство: литература, кино, театр, даже живопись и музыка. Есть много интересных книг, написанных людьми, пережившими Холокост. Самая известная книга такого рода как раз будет интересна молодым людям – это «Дневник Анны Франк». По мотивам этого дневника написана опера, снято несколько фильмов, и практически каждый год появляются новые пьесы.
Важным инструментом информирования становятся музеи. В Еврейском музее ежегодно мы проводим выставки, посвященные теме Холокоста, заостряя внимание именно на личных историях. В прошлом году мы рассказывали о дневниках, которые велись в это страшное время подростками и молодыми людьми. Также была проведена выставка, посвященная «Праведникам народов мира», повествующая о людях, которые, рискуя своей жизнью, спасали евреев. В этом году мы расскажем о любви в это непростое время.
Ещё в течение года проводятся тематические экскурсии, адаптированные специально для детей. Например, экскурсия под названием «Три куклы», где через историю трех игрушек рассказывается история трех детей.
Разговор о Холокосте должен строиться вокруг конкретных артефактов, будь то документальный фильм или свидетельство. Ребятам предлагается самим выбрать формат изучения. Это может быть постановка спектакля или исследование какой-то конкретной темы. Например, есть книга «Все об Анне», которая говорит с подростками на их языке. На протяжении нескольких лет Фонд Анны Франк собирал самые частые вопросы юных посетителей музея: почему Гитлер не любил евреев? Было ли скучно тем, кто прятался? Где они брали новую одежду? Почему нельзя было просто снять звезду Давида? Ответы на эти и многие другие вопросы, составленные специалистами и историками Холокоста, вошли в книгу. Благодаря им рассказ об Анне Франк, становится не только обобщенной историей о судьбе всех евреев во время войны, но приобретает для читателя актуальное и личное звучание.
На сайте мемориального комплекса «Яд Вашем» в Иерусалиме представлено в открытом доступе множество материалов на русском языке, которые могут стать хорошим методическим подспорьем.
Мы также можем обратиться к великим русским произведениям на тему трагедии: поэма Александра Галича «Кадиш», «Бабий яр» Евгения Евтушенко, 13-я симфония Дмитрия Шостаковича.
Не стоит оставлять без внимания и искусство последних лет. Например, фильм «Собибор» Константина Хабенского рассказывает о героях сопротивления, о мужестве евреев и советских людей.
Перед смертоносными акциями нацистов люди успевали оставить послания в виде записок или надписей на стенах. Часто в них было прощание с близкими и просьба о возмездии. Им хотелось оставить что-то о себе, ведь гибли целые семьи, не оставляя за собой никакого продолжения.
«Мне бы хотелось, чтобы кто-нибудь помнил, что жил человек по имени Давид Бергер», – говорится в одном из таких посланий. Мы знаем, что человек жив, пока жива память о нем, наш моральный долг перед каждый невинной жертвой хранить о них память, хранить память о величайшем преступлении, чтобы никогда более ни на йоту не приблизиться к подобному ужасу.