Форум. Сахалин // Статья

​Итоги Южно-Сахалинского форума

16 августа состоялось закрытие форума, который длился три дня и стал объединяющей площадкой для сообщества, педагогов, экспертов и представителей власти Южно-Сахалинска и гостей из других регионов. Подводим итоги.

​Итоги Южно-Сахалинского форума

Форум в Южно-Сахалинске был уникален тем, что инициатором его проведения стал муниципалитет – в отличие от предыдущих, организованных на уровне региона. На своем примере Южно-Сахалинск продемонстрировал, что город может быть субъектом образовательной политики и задавать новые нормы в образовании.

Эксперты и гости форума высоко оценили то, что уже реализовано в южно-сахалинском образовании, и с удовольствием приняли приглашение мэра участвовать в разработке стратегии будущего для системы образования города. Эксперты отмечают, что

впервые именно городская стратегия развития образования обсуждается так широко: городским сообществом, педагогами, управленцами, экспертами и представителями органов власти многих регионов. Почти вся Россия участвует в судьбе южно-сахалинского образования.

На десятках площадок прошло обсуждение городской образовательной политики – вопросов администрирования, финансирования, кадрового обеспечения и, конечно, содержания образования. Говорили о современных трендах, формах и возможностях их внедрения на уровне муниципалитета и региона. Как сказал Илья Чукалин, генеральный директор фонда президентских грантов, «мы понимаем, что мир изменился, и говорим о вещах, которые несколько лет назад невозможно было представить в официальных документах». А сегодня они составляют основу официального документа – стратегической программы развития конкретного муниципалитета.

Действительно, большинство трендов, которые составляют актуальную повестку дня системы образования, включены в Концепцию развития образования Южно-Сахалинска. Город спокойно воспринимает амбициозную Концепцию, потому что часть заложенного в ней – уже реальность для Южно-Сахалинска.

В большей мере смена концепции обучения – инициатива сообщества. Родители выдают новый запрос системе образования, учителя хотят больше творчества и самореализации, – все вкупе трансформирует образовательный подход. Александр Адамский считает, что это принципиально важно:

В образовательной политике нужно заместить административное давление авторитетом сообщества.


«Рамка нацпроекта дает нам возможность системного, массового перехода к развивающему обучению. Пилотом для такого перехода может стать как регион, так и муниципалитет, но только при поддержке сообщества – родительства, педагогов, учеников», отмечает он. Юрий Зинченко, президент российской академии образования, считает, что «образование становится территорией общественного договора».

Общественное обсуждение с привлечением сообщества развернулось и в ходе форума. Участники были привлечены к онлайн голосованию по ключевым тезисам, на основе которого была составлена итоговая резолюция.

На форуме Концепцию развития образования представил сам мэр города, делая акцент на первостепенной важности сферы образования в развитии экономики города. По мнению экспертов форума, подобная позиция власти сама по себе указывает на изменение системы приоритетов для муниципальной политики и стратегический подход. Как выразился научный руководитель «Эврики», «образование становится частью экономической системы, а не только социальной сферы». Александр Асмолов, член совета по правам человека при Президенте РФ, согласен, что «именно образование является энергией будущего, потенциалом региона».

Многократно прозвучало на форуме, что, вероятно, развитие образования будут связано с развитием систем образования городов, как субъектов политики.

Страновая стратегия развития образования должна складываться из множества муниципальных стратегий, каждая из которых станет предметом обсуждения (а значит запросом и сознательным решением) локальных сообществ.

Следующим этапом для города станет разработка нормативной базы для решения поставленных задач концепции. Как сформулировал Игорь Круглинский, начальник управления организации и проведения ГИА Рособрнадзора, «если под концепцию не будет подведена нормативно-правовая база, она будет беспомощна». С ним согласны другие эксперты.

Процесс законотворчества в регионе и городе запущен, в рамках форума этому процессу помогали представители федеральной власти. Член комитета Госдумы по образованию и науке Алексей Загребин считает, что «встреча трех уровней законодательной власти была чрезвычайно полезной».

Значимость форума для города осознают как сами сахалинцы, так и гости мероприятия. Потенциал образования города оценили зарубежные гости – представители системы управления образованием г. Ансан (Южная Корея).

Алдар Дамдинов, член комитета Госдумы по образованию и науке, на правах бывшего хозяина Байкальских образовательных форумов, признает, что проводимые при поддержке «Эврики» форумы «дали мощный толчок развития образованию Бурятии» и считает, что ЮСОФ-2019 внесет свой вклад в образовательную политику сахалинской столицы.

Первая проба Южно-Сахалинска в проведении масштабных образовательных событий завершилась признанием и поддержкой профессионального сообщества. Город получил экспертную оценку и помощь коллег с разных уголков страны. Гости форума оценили возможности муниципалитета реализовывать себя как субъект образовательной политики и на стратегическом уровне подхватывать тренды образования.


Марина Лихошерстных




Новости





























































Поделиться