Прежде всего хочу выразить искреннее сочувствие семьям погибших и пострадавших в хабаровской трагедии детей. После таких трагедий люди невольно задумываются: зачем вообще нужен лагерный отдых, раз он связан с такими рисками? И можно ли риски отдыха на природе минимизировать?
Лагерь – это уникальная среда, где человек учится не только спать в мешке или есть из туристической посуды, но и адаптироваться к изменчивой внешней среде.
Это, несомненно, сделает его более конкурентоспособным в жизни. Туризм учит ребенка думать и действовать, принимать решения и нести за них ответственность, реагируя на внешние вызовы. И обратную связь ребенок получает не от учителя – в виде оценки или значка, а от самой внешней среды.
Лагерь – это еще и новый коллектив. Сейчас модно говорить о социализации, развитии коммуникативных компетенций. Но развивать их в рамках единого круга общения можно лишь до определенных пределов. Никакой учебник не сможет научить ребенка, чье окружение ограничивается семьей и школой, работе в проектной команде, механизмам создания и выполнения договоренностей и вообще пониманию, что люди бывают очень разные, но с каждым (почти) можно договориться.
Современные дети находятся под опекой родителей, окруженные любовью и заботой, и это прекрасно. Но побочным эффектом может стать слабая способность человека принимать самостоятельные решения и делать самостоятельный выбор.
Среда, в которой многие решения нужно принимать здесь и сейчас, провоцирует ребенка на проявления самостоятельности и формирование собственного мнения.
Добавив к этому развитие прикладных навыков, нахождение на свежем воздухе и возможность отдохнуть или, наоборот, спокойно поработать для родителей, мы получим обширную, хотя явно неполную картину тех плюсов, которые есть у лагерного воспитания. Но стоят ли все эти плюсы рисков и всегда ли есть эти риски? Активный туризм, как и любой другой спорт, связан с опасностью. Туризмом с детьми, да и не только, должны заниматься профессионалы.
Речь прежде всего о роли инструктора. В моем понимании инструктор – это и друг, и психолог, и игровик, и педагог-организатор. Но главное – это эксперт по безопасности в том, чем занимаются дети в лагере, будь то сплав или фехтование, спелеология или робинзоновское выживание.
Ему необходимы знание алгоритмов действий в чрезвычайных ситуациях – и способность анализировать, принимать решения и действовать в отсутствии кейсового алгоритма.
Авторитет его строится не на формальной власти, а на доверительных отношениях, основанных на взаимном уважении.
Соотношение работников и участников, в моем понимании, должно составлять 1 к 5. Это специфика активно-туристических программ. Два студента педвуза, проходящих летнюю практику, на отряды в 30–40 человек могут в лучшем случае гонять свои отряды строем на общелагерные мероприятия. Одним из сотрудников, несомненно, должен быть медицинский работник с квалификацией, соответствующей сложности и отдаленности маршрута.
Но где взять таких инструкторов?
Всю свою профессиональную жизнь мы с коллегами ведем спор о том, что проще – сделать из педагогов туристов или педагогов из туристов.
Однозначного ответа нет – есть долгий путь через внутренние и внешние школы, работу стажера – с меньшей оплатой и меньшей ответственностью, постоянное повышение квалификации.
Разумеется, выбор – отправлять ребенка в лагерь или нет – всегда за родителями. Но, сделав выбор в пользу лагеря, тем более активного туристического, будьте внимательны к тем, кто этот лагерь делает.