То, что мы видели в ходе последних событий – это была демонстративная, подавляющая жестокость правоохранительных органов по отношению к подросткам, немотивированная жестокость, не оправданная ситуацией.
Может ли процедура дознания несовершеннолетних, задержанных во время митингов, проходить без привлечения представителей ювенальной юстиции? Их отсутствие на таких процедурах – возмутительный факт.
Что должна делать со своей стороны школа?
Педагоги, не имея права на политическую пропаганду, могут проводить открытые дискуссии на актуальные политические темы. Именно открытые, без подгона к заранее известному ответу. Учить занимать позицию, отстаивать ее с помощью аргументов, взвешивать доводы оппонентов, обдумывать последствия своих и чужих шагов. То есть формировать настоящую культуру демократии.
Но часто учителя обращаются к этим темам не по зову сердца, а по указке вышестоящего начальства. Чтобы навязать готовое «единственно правильное» мнение. На самом деле главным заказчиком учителя должны быть его ученики, а не начальство.
Глупо говорить о том, что в «политические игры» детей втягивают какие-то взрослые провокаторы.
Взрослые умеют использовать уже сложившиеся настроения, но формирует эти настроения реальность, в которой подростки живут и на несправедливость которой особенно болезненно (и не всегда в меру) реагируют.
На самом деле политика в жизнь подростков давно вошла – для этого достаточно посмотреть закрытые группы ВКонтакте. Не в последнюю очередь потому, что они видят, как политизированная бюрократия давит на учителей и как учителя вместо чувства ответственной свободы прививают начетническую привычку слушаться не рассуждая.