Качество образования // Интервью

Это то, что похоже на «центр управления полетами»

9 июля состоялось заседания рабочей группы федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Подробнее о том, как прошло заседание, «Вестям образования» рассказал председатель Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты Удмуртской Республики Михаил Черемных.

Это то, что похоже на «центр управления полетами»
Фото: kommersant.ru

О чём именно Вы рассказывали в своём докладе?

– Проект создания Городской Сетевой старшей школы-комплекса в городе Ижевск Удмуртской Республики – это проект реформирования старшей ступени общего образования в крупном городе на основе современных подходов к организации учебного процесса. Он предполагает создание в городе единой старшей школы, состоящей из 5 новых специально спроектированных корпусов, которые с учетом изменения модели обучения с традиционной классно-урочной на модель «смешанного обучения» и использования современных высоких технологий смогут, при числе мест в 1000 учеников, обеспечить учебный процесс для 2-2,5 тысяч старшеклассников каждый.

То есть после выхода на полную проектную мощность единая старшая школа в Ижевске сможет обеспечить образовательный процесс для 10-12 тысяч учащихся.

Корпуса новой школы, размещенные в разных районах Ижевска, могут получить отдельный приоритетный образовательный профиль в зависимости от запроса горожан, а также хозяйственно-экономической специализации и социально-культурной среды.

В этом смысле наш проект позволяет решить очень важную задачу – ликвидацию второй смены в школах Ижевска – экономически эффективно и в установленный президентом России срок (до 2025 года). При традиционном подходе к проектированию, строительству и эксплуатации школ эта задача была бы трудно выполнимой.

Вторая идейная сторона проекта – современная (новая) старшая школа, в которой будут учиться практически все старшеклассники города. Она станет образцом, поводом и фактором содержательных и инфраструктурных изменений в сфере образования города и региона, может выступить ключевым ресурсом инновационного развития систем образования в Удмуртии.

Современная старшая школа давно требует нового подхода. Конечно, это будет непросто – проект ломает все привычные стереотипы «школьности». Это не парты, не классы, не коридоры и не учительница у доски. Это то, что похоже на «центр управления полетами».

Есть индивидуальные образовательные маршруты старшеклассников, а функции школы – это навигация и координация их «полетов». Плюс к этому школа становится центром культурной и социальной работы на той окружающей её территории, которую она берет себе как зону своего пристального внимания. Реализуется принцип «Город – детям, дети – Городу».

Во многих странах существует другая, нежели в России, конструкция системы образования – так называемая «Школа ступеней», где есть отдельные начальная школа, подростковая и старшая – high school. Образование современных старшеклассников – это персонализация, работа с проектом собственного будущего, стажировки и практики на предприятиях, самостоятельное освоение знаний, в том числе дистанционно. В классе идет только обмен полученной информацией, групповые формы работы, интенсивное модульное освоение компетенций. Кто хочет изучить банковское дело, должен стажироваться в банке. Кто выбирает строительный бизнес – в строительной компании, а не в классе. И так далее.

Безусловно, наш проект полностью согласуется с новыми ФГОС среднего общего образования, которые вступят в силу в сентябре 2020 года.

Не менее важно и то, что наш проект предусматривает реализацию целого ряда других инновационных моделей: новые подходы к архитектурно-дизайнерскому проектированию школьных зданий и пространств, современные технологии строительства «умной» школы, применение схем государственно-частного партнерства на всех этапах и направлениях проекта.

Например, мы предполагаем широко использовать «Инвестиционный способ развития школьной инфраструктуры», который предложил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

В случае успешной реализации в Удмуртии проект может стать пилотным для всей сферы образования России.

О чем были доклады Ваших коллег? Что показалось важным в их выступлениях?

В своем сообщении Ирина Сидорова, советник губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, рассказала, как в их округе решается проблема обеспечения равного доступа детей из числа малочисленных народов Севера к качественному образованию. Проблема эта очень сложная, поскольку образ жизни семей этих детей – кочевой. И иногда расстояние от стойбища, где живет ребенок, до его школы может достигать сотен километров. Обучение посредством интернет-связи в тундре, по понятным причинам, невозможно. Тем не менее уже несколько лет в ЯНАО реализуется проект введения кочевой формы образования. Результаты реализации проекта впечатляют!

Снычева Марина, начальник Управления образования города Муравленко того же ЯНАО, рассказала, как в этом городе реализуется муниципальная модель школы ступеней с выделением многопрофильной старшей школы. Проект «Старшая школа – Лицей» был разработан инициативной группой под руководством И.К. Сидоровой в 2003 году. За 12 лет существования проекта наработана практика работы старшей школы как единственного в городе образовательного учреждения старшей ступени. Преимущества этой модели связаны прежде всего с концентрацией всех ресурсов для образования старшеклассников в одном месте без их распыления и необходимости создавать много одинаковых систем для их обучения.

Достигнутый в Муравленко оптимизационный эффект чрезвычайно важен и для нашего проекта «Городская Сетевая старшая школа-комплекс в Ижевске», это близкие друг другу проекты и по содержательным, и по организационным аспектам.

Директор школы № 25 города Сургут Ханты-Мансийского автономного округа Елена Маркова рассказала о том, как в их школе на организационном и содержательном уровнях реализуется проблемно-задачный подход к обучению. В частности, создается целостный образовательный процесс так, чтобы уроки, внеурочная деятельность и образовательные события могли системно влиять на повышение образовательных результатов.

Суть педагогического подхода в этой школе состоит в том, что новое знание приобретается учеником в процессе выполняемой совместно с учителем работы по разрешению проблем, которые задаются системой специально подобранных учебных задач (предметных, проектных, образовательных).

Примеч.: Этот подход базируется на основных идеях образовательной системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, концептуальных положениях СМД-педагогики Г.П.Щедровицкого, теоретических работах и практических материалах отечественных ученых, педагогов-исследователей Б.Д.Эльконина, А.Б.Воронцова, Г.А.Цукерман, В.А.Львовского, А.А.Попова и др.

Как справедливо отметила на заседании заместитель министра просвещения РФ Марина Ракова, школа № 25 относится к тем немногочисленным, к сожалению, общеобразовательным учреждениям в нашей стране, где система развивающего обучения реализуется в полной мере и в соответствии с теоретическими и методическими разработками.

К какому выводу, каким решениям пришли в ходе заседания?

Презентация проектов и лучших практик вызвала живой интерес присутствующих. Марина Ракова назвала представленные проекты и практики отличными. Отмечая сильные стороны, она вместе с тем довольно точно фиксировала «узкие места» и непроявленные дополнительные возможности.

В частности, обсуждая наш проект, она указала на значимость сетевого взаимодействия работы старшей школы с другими образовательными, социальными, культурными и бизнес-организациями, о чем было сказано вскользь.

В целом заседание рабочей группы проходило доброжелательно, оперативно и по-деловому результативно. Мне было важно увидеть, что прямо в ходе обсуждения сообщений руководством министерства давались поручения членам рабочей группы по развитию и использованию результатов, а также по усилению представленных практик.

Так, например, по нашему проекту Городской сетевой старшей школы-комплекса Марина Ракова тут же попросила Московское представительство Всемирного банка собрать аналитический материал о реализации аналогичных проектов в других странах мира. Этот материал, безусловно, станет очень полезен и нам в процессе осуществления нашего проекта.

Для меня лично и, думаю, для коллег из регионов, выступавших на заседании рабочей группы, чрезвычайно важен был этот опыт представления своих проектов и практик перед столь высокой аудиторией. Это и возможность продвижения, и механизм получения рекомендаций, и способ сверки своих замыслов и наработок с контекстом федеральной образовательной политики.



Новости





























































Поделиться