Кроме знаний, современные школьники получают предпрофессиональную подготовку медиков и инженеров, приобретают специальности и навыки самых востребованных профессий: фотографа, оператора ЭВМ, младшей медсестры, помощника вожатого, агента банка и агента по закупкам, автослесаря, парикмахера, а в летние каникулы могут даже подрабатывать.
Раньше существовали учебно-производственные комбинаты (УПК), где школьники осваивали профессиональные навыки. Система была несовершенной, и профессии выбирались, исходя не из личных предпочтений, а из возможностей УПК – в какой группе есть свободные места. Профессию педагога, которую я бы выбрала, в УПК не было, и мне пришлось учиться на кондитера. Профориентация после длительного перерыва вернулась в учебные заведения и в столичных школах стала мощной системой, которая начинается с дошкольных групп и ориентируется исключительно на личность ученика.
Благодаря условиям, создаваемым в современной школе, появилась возможность знакомить с профессиями уже с дошкольного возраста.
В нашей школе есть родительский клуб. Мы приглашаем мам и пап, и они рассказывают ребятам о своих профессиях, которые такие разные: стоматологи, художники, дизайнеры, модельеры, авиадиспетчеры, ракетостроители, агрономы. Юные москвичи расширяют кругозор и узнают, какие в мире вообще есть профессии.
Мы участвуем в проекте ДОНМ «ПрофСреда» и в этом учебном году вошли в тройку лидеров по качеству и количеству проведенных мероприятий. Для учеников младших классов это – «ПрофТеатр», интерактивные спектакли рассказывают ребятам о профессиях. Каждое представление – это блок из трех-четырех профессий, связанных между собой, а в творческой мастерской «Школа чудес» дети пробуют себя в роли декораторов.
К пятому классу обычно видно, к чему склонен ребенок: к точным, естественным или филологическим наукам. Пятиклассников, с согласия родителей, может протестировать психолог, но учителя и сами способны оценить, к чему лежит душа у каждого ученика. Школьники 5–7-х классов участвуют в кейс-игре «ПрофиРинг», ездят в технопарки и кластеры и «примеряют» на себя разные профессии, в музеи, где проводятся тематические профориентационные мероприятия.
Серьезная предпрофессиональная подготовка начинается с 7-го класса. Первый предпрофессиональный класс – «Кадетский класс в московской школе», а проект «Математическая вертикаль» – это класс с углубленным изучением математики. Школа активно взаимодействует с колледжами. Именно в них, начиная с 7-го класса, можно организовать обучение школьников практически по любой профессии. В рамках проекта «Профессиональное обучение без границ» школа сотрудничает с образовательным комплексом «Юго-Запад», Московским государственным образовательным комплексом, Киноколледжем № 40, Педагогическим колледжем № 10, Колледжем полиции, Колледжем бизнес-технологий, где ученики профильных классов осваивают профессии.
Школьник имеет возможность попробовать себя во многих направлениях. С 7-го по 11-й класс каждый может успешно пройти обучение и получить сертификаты и свидетельства о пяти профессиях, если изучать одну в год. Усидчивые и целеустремленные ребята способны и на большее, например, выбирать близкие профессии: фотограф и мультипликатор, помощник вожатого и воспитателя, парикмахер и визажист, младший фармацевт и лаборант химического анализа. Это помогает детям сделать правильный профессиональный выбор.
В 10-м классе начинаются уже серьёзные предпрофессиональные ступени: инженерный и медицинский класс в московской школе. На этом этапе старшеклассники получают настоящие профессиональные навыки. Так, выпускникам медицинских классов хватает навыков для работы медсестрами и медбратьями: они уже умеют ухаживать за больными, делать перевязки, оказывать первую помощь; ученики инженерных классов изобретают, работают над инновациями и участвуют в научных конференциях.
Одиннадцатиклассники сдают предпрофессиональный экзамен и получают дополнительные баллы при поступлении в профильный вуз, это важно.
Раньше считалось, что учиться в колледж идут не самые лучшие ученики, но это предубеждение. Современные школьники видят: владеющие ремеслом получают достойную зарплату. В колледж уходят не отстающие, а, наоборот, успешные в учебе! С одной стороны, это не самый лучший вариант – школа теряет таких учеников, а с другой – это следствие успешной профориентации, когда к девятому классу ученик уже смог определиться. Кроме того, следствием хорошей профориентации является участие школьников в WorldSkills и вообще наличие таких конкурсов, как WorldSkillsJunior и KidSkills для детей до девяти лет, которые уже в таком юном возрасте умеют запускать ракеты, создавать «умное освещение» и выращивать растения с помощью современных технологий.
В рамках сотрудничества с «ПрофСредой» в апреле 2019 года в школе прошел большой фестиваль профессий, в котором участвовало более 300 человек и было представлено восемь профпроб. И это только начало! Такие мероприятия целесообразно проводить ежегодно, увеличивая количество профпроб и проводя популяризацию профобразования среди родителей. А Московский центр занятости молодежи помогает ребятам определиться с будущим профессиональным выбором с помощью тестирований, консультаций по трудоустройству, психологической поддержки.
Кроме того, наши ученики – участники проектов интерактивной платформы Городского методического центра. Это профессиональный навигатор московского школьника, предлагающий стажировки с огромным разнообразием экскурсий, профпроб, мастерских в московских колледжах, предприятиях и профильных музеях. Еще ребята задействованы в проекте «ПроеКТОриЯ», цифровой платформе для профориентации школьников. Изучая профессии, ученики работают над проектными заданиями и уникальным интерактивно-образовательным контентом, становятся участниками конкурсов, флешмобов, форумов.
С 16 лет школьники, овладев разными навыками, вполне могут устроиться на работу.
У наших ребят уже есть опыт работы в период каникул. Конечно, они выполняли функции помощников, но зато трудились по специальности! Я могу точно сказать, что современная профориентация – это полноценный продуманный комплексный подход к ученику. Школа дает огромные возможности для выстраивания своей собственной профориентации так, чтобы к 9–11-му классу ученики могли определиться, чем же им по-настоящему хочется заниматься в жизни!