Спорт // Колонка

Нужна ли школе физическая культура?

В школьной программе постоянно предлагают что-нибудь изменить, отменить или пересмотреть. Один из самых критикуемых предметов – физкультура.

Нужна ли школе физическая культура?
Фото: ruroditel.ru

Так, совсем недавно депутаты Московской городской думы предложили вычеркнуть ее из учебных планов и предоставить школьникам право выбора вида спорта для школьных занятий. Наталия Файдюк, директор столичной школы № 2065 рассказала о том, как можно трансформировать учебный предмет «Физическая культура».

Быть или не быть?

В школу я пришла работать в 1995 году учителем физической культуры, а до этого работала инструктором по физической культуре в детском саду. Параллельно с преподаванием,была тренером в спортивной школе. За время своей деятельности - как в статусе ученицы, так и в должности учителя, тренера, заместителя директора, а затем и директора - наблюдаю за трансформацией этого предмета.

Проблема «быть или не быть уроку физической культуры в расписании школьника» обсуждается в настоящее время достаточно активно.

На мой взгляд, прежде всего важна не форма, а содержание и методы воспитания подрастающего поколения на уроках физической культуры как части общей культуры человека. Будет это урок или внеурочная деятельность, школьное объединение дополнительного образования или профессиональная спортивная секция - не имеет значения. Важен результат!

Оценки

Самый частый вопрос, которым мы все задаемся, когда речь заходит о преподавании физической культуры в школе: «как оценить результат?», «нужно ли ставить оценки?». Этот вопрос вызывает всегда бурную полемику. Мое мнение, как человека, который посвятил себя детскому физическому воспитанию: оценки в том виде, в котором их привыкли видеть родители учеников, не нужны.

Все дети разные, с определенным уровнем физической подготовленности, состоянием здоровья, типом темперамента, глазомером, реакцией – этот список параметров можно перечислять бесконечно.

Невозможно учесть все эти индивидуальные особенности каждого и адекватно оценить ребенка по шкале от 1 до 5.

Не говоря о том, что неудовлетворительные оценки по предмету «Физическая культура» являются недопустимыми. Ведь главное – это объем труда и сил школьника и учителя, вложенных в то, чтобы ребенок стал более здоровым, более сильным, более ловким, чтобы здоровой образ жизни стал потребностью каждой личности.

Необходимо учитывать, что критики предмета, как правило, исходят из собственного школьного опыта, когда все дети сдавали общие нормативы по бегу, лыжам, подтягиваниям, отжиманиям, когда прыжок через коня или лазание по канату были страшным сном для школьниц. А от сдачи нормативов зависела оценка. Однако с тех пор прошло немало времени, физическая культура постепенно стала гуманизироваться, то есть развиваться в соответствии с интересами и запросами личности и общества. Теперь школьницам можно видеть замечательные сны про то, как они, используя потенциал медицинского и инженерных классов, разрабатывают свою индивидуальную схему питания и тренировок, становятся более красивыми и здоровыми.

Возможность выбора

Например, ученик по состоянию здоровья должен быть освобожден от практических занятий. Что делать в этом случае? К счастью, сегодня оценку можно получить не только за определенное число подъемов переворотом. Ученик может заниматься исследованиями в области физической культуры и спорта, посещать занятия в щадящем для него режиме и в итоге претендовать на положительную оценку.

Существует и обратная ситуация, когда ученик занимается спортом на профессиональном уровне и откровенно скучает на занятиях с одноклассниками. При этом уроки физической культуры могут негативно влиять на график тренировок спортсмена, особенно если речь идёт о спорте высших достижений. Зачем мучить обучающегося в этом случае? Или поставить ему 15 баллов вместо 5? В такой ситуации школа идет навстречу и засчитывает результаты, полученные на занятиях в секции, которую посещает ребенок, как оценки по предмету. Причем речь идет не только о школьных секциях, но и вообще о любых спортивных кружках и школах, где тренируется ребенок.

ГТО

При этом поощрять успехи в спорте можно и нужно! Поэтому по-настоящему здорово, что за сдачу нормативов ГТО ВУЗы добавляют выпускникам баллы к результатам ЕГЭ.

Возрождение норм ГТО лично я встретила с воодушевлением. Год назад я совместно с коллегами сдала нормативы и получила золотой знак отличия.

Конечно, нормы отличаются от первоначальных, введенных в 1931 году, но для общества по-прежнему важно, чтобы его граждане были физически крепкими и здоровыми, могли полноценно трудиться.

Из обязанности - в потребность

Главная цель, которой, на мой взгляд, должны следовать учителя физической культуры – это повернуть предмет к ученику, сделать так, чтобы физическая культура стала здоровой потребностью каждого.

Мы часто говорим о “бодипозитивности”, об умении нравиться самому себе, и именно физическая культура должна учить этому!

Необходимо двигаться в сторону гуманизации физической культуры. При этом вариативность должна быть не только в выборе типов активности, но и в выборе объема и интенсивности занятий. Все должно соответствовать потребностям ребенка. У одного эти занятия будут проходить в виде работы по диетологии с исследованием на грани «физкультура – медицина», у другого это может быть изобретение какого-либо прибора, и это будет уже инженерное направление. А кому-то действительно нужны интенсивные физические нагрузки не менее трех-пяти раз в неделю.

И еще об одной форме гуманизации и демократизации учебного предмета, о котором мы говорим. К ней относится открытость школьной инфраструктуры для родителей и всех желающих (жителей окрестных домов).

Дети должны видеть, что их родные и знакомые ведут активный и здоровый образ жизни, систематически занимаются физической культурой и спортом.

В качестве вывода хочется подчеркнуть, что призывы отменить или реформировать физическую культуру в школе преждевременны. Сегодня формат предмета таков, что его можно трансформировать и подстроить под каждого ученика. Я думаю, если мы хотим воспитать здоровое поколение, индивидуальный подход к детям должен быть в каждой школе.

В школе №2065 организована физкультурно-спортивная работа клуба «Импульс», который в 2018 году получил звание «Лучший школьный спортивный клуб города Москвы по итогам 2017-2018 учебного года».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube