Качество образования // Колонка

Преемственность детского сада и школы: как её организовать и почему это важно

Дошкольная ступень – часть общего образования или она по-прежнему существует сама по себе? Об этом и о новых образовательных практиках – директор школы № 2065 Наталия Файдюк.

Преемственность детского сада и школы: как её организовать и почему это важно

Взрослым проблемы детей кажутся незначительными, но от этого они не перестают быть важными для малышей. Тем, кто работает в школе, это видно особенно хорошо. Один из сложных этапов для ребенка – это переход из дошкольных групп в первый класс. Далеко не все могут представить, какой стресс испытывают шести-семилетние дети, когда впервые оказываются в стенах школы.

Новая жизнь меняет абсолютно все: обстановку, окружение, режим дня, стиль общения и, главное, требования, предъявляемые к ребенку.

Если в дошкольных группах награждался любой акт деятельности, то в школе стали важны результаты. Скажем, дошкольник «молодец», потому что нарисовал рисунок, а школьник «молодец», когда нарисовал хороший рисунок. Первоклассник осознает, что не все, что он делает – замечательно, и это рушит его привычный мир. Сотрудничество дошкольных групп с начальной школой помогло сгладить этот переход и уменьшить стресс. Есть множество методик, о некоторых из них я расскажу.

Путешествие по школе

Начну с самого успешного, на мой взгляд, примера – это квест «Путешествие по школе». Воспитатель проводит для дошколят экскурсию по школе: показывает столовую, спортзал, актовый зал, компьютерный класс, лаборатории, мастерские, дети заходят на уроки, знакомятся со школьниками и преподавателями, а после звонка на перемене участвуют в играх.

Правила школы и обязанности школьников подаются через задания квеста, что становится веселой игрой.

Квесты обычно проводят в дни школьных мероприятий, чтобы дети провели досуг вместе с учениками. Например, одна из таких экскурсий попала на день, когда в школе проходила викторина «История славянской письменности», где воспитанники детского сада угадывали буквы.

Квесты обычно проходят несколько раз за год, чтобы дети смогли запомнить учителей, ребят, начали ориентироваться в здании. Важно, чтобы образ школы ассоциировался у них с чем-то интересным и увлекательным еще до того, как они пошли в первый класс.

Учителя в дошкольных группах

Еще одна практика: посещение дошкольных групп учителями начальной школы. Педагоги приходят в группу и общаются с детьми, но не с позиции учителя, а как равные. Учитель садится вместе с детьми и выполняет задания воспитателя. Так возникают доверительные отношения, и учитель может поближе узнать будущих учеников, заранее спланировать стратегию работы в сложный для детей период. Этому способствуют и обсуждения с воспитателем особенностей тех или иных детей.

В сентябре первоклассники начинают постепенно привыкать к школьному режиму, и к ним в гости приходит их любимый воспитатель. Общается с ребятами, узнает, как у них дела, нравится ли им учеба, беседует с педагогом. Дети чувствуют, что воспитатель продолжает заботиться о них, и стресс уменьшается.

Школьники – в дошкольные группы

Еще один педагогический прием – знакомство воспитанников детского сада со школьниками. Делать это лучше в знакомой для малышей среде. Учитель начальной школы берет с собой четвероклассников в детский сад. Ребята играют с малышами, показывают им представления, читают книги. Недавно четвероклассники провели в дошкольных группах квест «Кто ищет, тот найдет», дети с удовольствием решали ребусы и складывали буквы в слова.

Одно лишь общение с группой малышей детям 10–11 лет не так интересно, как если возложить на них организаторские функции, и тогда они с удовольствием идут в дошкольные группы и занимаются там с ребятами, устраивают «репетиции» уроков. Учитель рассаживает дошколят, проводит с ними игровой мини-урок, а школьники подсказывают, как себя вести.

Я думаю, взаимодействие школьников и малышей полезно и тем и другим. На уроках технологии школьники делают своими руками бизиборды для малышей.

Готовые к переменам

В условиях современных больших школ, можно сказать, сформировалась преемственность школьного и дошкольного образования. В первый класс приходят дети, готовые и к школьной жизни, и в целом к переменам.

На мой взгляд, одна из задач единой образовательной среды большой школы – научить ребенка быстро и безболезненно адаптироваться к новой жизненной ситуации.

Это пригодится ему не только при поступлении в первый класс, но и в жизни – при переходе из младшей школы в среднюю, при поступлении в вуз или смене работы.



Новости





























































Поделиться