Дети // Колонка

О цифровой погруженности и цифровых компетенциях

​Рождаются ли наши дети с «цифрой» на кончиках пальцев?

О цифровой погруженности и цифровых компетенциях
Фото: цифровые компетенции

Живут ли они «в облаке»? Предпочитают ли виртуальность реальности?

У меня для вас две новости. Как водится, одна хорошая, другая плохая.

Первая новость – да.

Да, безусловно, цифровые технологии для них привычны и естественны, «как дышать».

Да, они в виртуальности решают множество своих повседневных задач.

Да, они знают, где и когда использовать цифру, чтобы облегчить себе жизнь, чтобы выстроить эту жизнь так, как им самим хочется.

И они используют ее для удовлетворения собственных потребностей (ничего нового, «Uses and gratification theory»).

Вторая новость – нет.

Их виртуальность, их цифра, их компетенции в информационных технологиях могут вообще не иметь ничего общего с тем, что мы, взрослые, считаем компетенциями, ждем от них получить, надеемся в них увидеть.

Мы рассчитываем, что, научившись набирать текст на смартфоне, дети будут печатать ответы на дурацкие задачки, которые мы будем подсовывать в СМС?

Не дождетесь. СМС – отстой, а мессенджер – вовсе не для решения задач.

Мы рассчитываем, что, научившись делать селфи и рассказывать о себе, дети получат навыки самопрезентации и с таким же энтузиазмом будут презентовать свои проекты и селфить на фоне тетрадок («и ты с седыми прядками над нашими тетрадками», ага).

Мы рассчитываем, что те самые компетенции, которые дети получили для удовлетворения собственных потребностей, они будут использовать для удовлетворения нас?

Не дождетесь.

И дело даже не в том, что все, что связано со школой, с учебой – тухло и гнило.

Я готов поверить, что конкретно у вас – современная школа, классные учителя, у которых технологии тоже растут из кончиков пальцев и которые умеют органично вливать вино новых технологий в старые мехи классно-урочной системы.

Не в этом дело. Секрет на самом деле в том, что компетенции в новых технологиях у подростков – не часть интегральной картины, формируемой извне, а случайный набор компетенций, призванный решать конкретные задачи, встающие перед подростком.

Изучение технологий ребенком происходит сегодня исключительно по принципу ad hoc (по необходимости) – технологическое знание почти никогда не носит систематического характера. Для прохождения игры надо освоить управление джойстиком – управление освоено, в значимой для подростка группе идет обмен информацией посредством мессенджера – ок, мессенджер освоен. Но только в том объеме, в котором нужно для выполнения функции общения. Ни шагу в сторону! Да и зачем?

Принцип экономии предполагает, что для освоения нового нужно тратить минимально необходимое количество усилий.

Ad hoc предполагает, что из стройной структуры знания вырывается только то, что необходимо для решения конкретной задачи.

И вот эти рваные кусочки – это и есть цифровые компетенции наших детей.

Я далек от мысли, что вот, их картина мира рваная и ущербная, а моя – прекрасная и стройная. Я понимаю, что и наша, взрослая, карта компетенций может восприниматься столь же рваной, с зияющими дырами как раз в тех местах, в которых наши дети сильны.

Я лишь о том, что, накладывая эти карты компетенций одна на другую, не стоит ждать совпадения.

Нам кажется, что карта компетенций должна содержать одни пункты, а для них это совершенно иные пункты.

Не совпадает. Что русскому здорово, немцу – верная смерть.

Более того, будьте уверены, что, как только вы попытаетесь опереться на их компетенции для решения своих педагогических задач, вы наверняка упретесь в те самые прорехи.

Ad hoc предполагает, что, как только проблема встает перед ребенком, он пытается ее решить (но не раньше, ибо зачем?).

Но если проблема возникает вовне (а требования учителя – это, как правило, вовне интересов и потребностей ребенка), то при малейшей возможности не решать она решаться не будет. Начнется саботаж, по сравнению с которым классическое «Тетрадь дома забыл» покажется милым вздором. Но самое главное даже не это.

Ad hoc не приучает к системности.

Ad hoc, экономя силы при решении частных задач, на самом деле безумно расточителен при решении задач системных, ибо заменяет понимание принципов заучиванием частных алгоритмов.

И где гарантия, что, столкнувшись с действительно сложной задачей, ребенок с ней справится? В отсутствии системных знаний это не просто возможно, но неизбежно. Вопрос только, когда это случится.

Именно поэтому разговоры о цифровых аборигенах, о детях, рождающихся с технологиями на кончиках пальцев, и пр. чепуху я считаю катастрофически вредной.

Нужно не удивляться компетенциям «поколения Z», не умиляться младенцу, резво водящему пальчиком по экрану планшета, а целенаправленно и систематически учить детей технологиям.

Понимая при этом, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне и наши знания о технологиях являются устаревшими чуть более часто, чем всегда.

Но это – не повод посыпать голову пеплом и считать гениальными детей, научившихся увеличивать картинки щипком пальцев. Не самое сложное, поверьте.

Нужно осознавать свою силу и понимать, что на нашей стороне – системность и понимание сути.

Для этого, правда, нам и в самом деле нужно понимать суть.

Но это уже тема для другого поста.

Справка:

Ad hoc – латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю». Как правило, фраза обозначает способ решения специфической проблемы или задачи, который невозможно приспособить для решения других задач и который не вписывается в общую стратегию решений, составляет некоторое исключение.




Новости





























































Поделиться