Ранее мы уже рассказывали о «Встречах в Театральной библиотеке», организованных доктором педагогических наук, профессором, членом-корреспондентом РАО Олегом Ермолаевичем Лебедевым, петербургской школой «Унисон» и Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотекой. На них люди, заинтересованные в развитии школьного образования – учителя, учёные, работники культуры Северо-западного региона России, – обсуждают темы, актуальные для современной системы образования.
Одним из вопросов, который обсуждался на первой встрече – «Возможные изменения в образовательной программе школы», – была внутришкольная образовательная среда.
Внутришкольная образовательная среда может включать в себя информационное, коммуникативное, бытовое, игровое, досуговое, познавательное пространство. Можно сказать, что «в школе и стены учат». При каких условиях внутришкольная образовательная среда может стать компонентом образовательной программы школы?
Проектирование современной образовательной среды школы можно начать с обсуждения следующих вопросов в широком профессиональном сообществе и коллективах школ:
- Какие особенности среды школы могут повлиять на образовательные результаты учащихся?
- Как образовательная среда школы формирует навыки XXI века: 4К, а именно: Коммуникация, Креативность, Критическое мышление и Командная работа?
- Какая инфраструктура нужна современной школе?
- Как инфраструктуру школы включить в активную познавательную деятельность учащихся?
- Как образовательная среда способствует росту самостоятельности школьников?
- Как пространство школы учит «забирать знания из среды»?
- К чему мотивирует школьное пространство?
Инфраструктура традиционной школы направлена на формирование предметных результатов. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов учащиеся должны получать опыт метапредметной деятельности в ходе урочной и внеурочной работы. В настоящее время выявлена возможность создания более 20 инфраструктурных объектов, которые могут стать элементами образовательной системы школы в целях развития личностных и метапредметных результатов учащихся. Список объектов может быть представлен по профилям в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
Социально-экономический профиль
- Маркетинговый центр или центр социальных проектов и исследований.
- Школьные СМИ.
- Учебная фирма.
- Финансовая академия.
- Центр защиты прав участников образовательных отношений (Центр медиации).
- Органы самоуправления.
Естественнонаучный профиль
- Лаборатории.
- Цеха и мастерские в соответствии с профилем обучения.
- Пришкольная территория как пространство исследований и проектов.
- Экологический центр.
- Планетарий.
- Музей.
Технологический профиль
- Информационное пространство школы: сайт, инфозоны, стенды.
- Медиацентр.
- Дизайнерское бюро.
- Школьный центр информационной поддержки взрослых и детей.
Гуманитарный профиль
- Школьные СМИ.
- Школьный театр.
- Языковой центр.
- Музей.
- Школьный репетиторский центр.
Образовательное пространство школы может иметь новое назначение и решать задачи развития и поддержки мотивации, предоставления выбора учебной и досуговой деятельности в школе, коммуникации и групповой работы.
Например, в образовательное пространство современной школы можно встроить такие элементы, как:
- Топонимика школы (названия этажей, инфраструктурных объектов, именные кабинеты и пр.).
- Информационно-библиотечный центр.
- Медиацентр.
- Инфозоны.
- Учебные кабинеты под проектную и учебно-исследовательскую деятельность.
- Места для коммуникации (маркерные, грифельные и магнитные доски).
- Мотивирующие надписи для учащихся и педагогов.
- Облака слов на основе ценностей школы.
- Игры и игровые пространства для холлов и рекреаций (на полу, стенах, на специальных столах и поверхностях).
- Места для чтения.
- Места для совместной работы.
- Места для выставок творческих работ учащихся и педагогов.
- Места эмоциональной разгрузки.
- Часы для разного возраста учащихся.
- Места для зарядки гаджетов.