Родители // Статья

Что делать, если ребёнок переживает из-за оценок (а учитель не любит ставить пятёрки)

Отвечает семейный психолог Катерина Дёмина.
  • 14 июня 2019
  • 4000

Что делать, если ребёнок переживает из-за оценок (а учитель не любит ставить пятёрки)
Фото: drkateroberts.com

И снова про оценки. Вопрос от мамы третьеклассницы, которым задаются многие (а в начальной школе почти все) родители:

"Чиновники сферы образования недавно сообщили, что среди поступающих в инстанции жалоб от родителей больше всего на занижение оценок в четверти. Могу подтвердить на своем опыте, что таких случаев действительно много. Моя дочь учится в третьем классе, и мы несколько лет наблюдаем, как наша любимая первая учительница жонглирует оценками по всем известным причинам или по своему настроению. Моя дочь старается учиться на пятерки, но из-за четверок рыдает, так как чувствует несправедливость и предвзятое отношение. Как сберечь психику ребенка, может быть стоит перейти в другую школу?"

Отвечает семейный психолог Катерина Дёмина.

В этом вопросе, при всей его незатейливости, зашиты очень важные темы. И главная среди них – тема власти и произвола.

Наша система образования выстроена по образу и подобию всей вертикали власти в стране: верховенство не закона, но произвола. То есть судьба человека, его успех или падение зависит не от внятной и прозрачной системы правил, а от настроения и благоволения одного конкретного человека.

Такое общественное устройство считается материнским. Символическая мать руководствуется настроением, отношением к своим детям. Сегодня ты у нее любимчик, завтра – негодник и изгой.

Самое тяжело переносимое для детей в такой системе воспитания – ее полная непредсказуемость. Никто не знает, за что сегодня будут карать, а за что миловать. Все зависит от того, в каком настроении проснулась маменька, с какой ноги встала и какой у нее сейчас день цикла.

В противовес отцовскому, жесткому и справедливому способу воспитания, где правила известны, одинаковы для всех, не меняются день ото дня. Мы можем наблюдать это явление во всех областях общественной жизни современной России, да и в исторической перспективе тоже.

В начальной школе власть классной руководительницы абсолютна и, по известному выражению, развращает тоже абсолютно.

Так как нет никакого противовеса в виде «третьего» (например, воспитателя-мужчины, да просто любого второго взрослого или коллегиальной группы). Да еще и декларируется «учительница – вторая мать», открывается просто необъятное поле для реализации принципа «кого люблю, того дарю». Это очень плохо.

Как сберечь психику ребенка

Я бы обратила внимание на утрированную реакцию девочки: она рыдает не из-за двоек, а всего лишь из-за четверок. То есть любая оценка, кроме отличной, для неё непереносима. Можно предположить, что девочка предъявляет себе (и, скорее всего, миру) невероятно завышенные требования. Скорее всего, в семье это постоянно тем или иным способом звучит: делать идеально – или никак. Если не можешь сделать как следует (читай: безупречно), лучше не начинай. Нет права на ошибку, тот, кто ошибается, уже не самый любимый, а «всего лишь» хороший. Неплохо было бы родителям понаблюдать за тем, как в семье реагируют на трудности и проблемы, какие слова при этом произносятся, чем утешаются и как выражается поддержка.

Самое главное – как сами родители относятся к оценкам дочери. Это важнейший компонент ее устойчивости. Кидаются ли утешать, призывают разобраться, укоряют за неуместные слезы. Это все – сообщения ребенку, которые он впитывает и усваивает.

Одна моя знакомая девочка боялась сделать ошибку в работе до такого состояния, что могла потерять сознание, ожидая раздачи тетрадок с оценками за контрольную. При этом мама настаивала, что никогда не ругает ее ни за какие оценки, вообще эта тема не обсуждается в семье.

Но если бы вы посидели за чаем в этой семье достаточно долго, вы бы заметили, что все разговоры ведутся исключительно о том, кто, где и в чем облажался (коллеги, соседи, родственники) и каким образом потом пострадал. Мало того, мама много раз с гордостью и пафосом рассказывала, как она полностью разорвала отношения с Н., М., О., когда они позволили как-то ошибиться в жизни. Сказали не то слово, опоздали на недопустимое время, позволили себе какую-то неприличную реакцию. «Я просто вычеркнула его из жизни!» – говорит с торжеством мама, не замечая, как сжимается рядом девочка. Очень страшно делать ошибки, если тебя за это могут вычеркнуть.

Не очень понятна и роль родителей в этом конфликте с учительницей. В принципе, можно было бы зайти в школу и попросить списком критерии оценок.

Они есть, будьте уверены, это регламент, который доводят до сведения всех учителей. А вот знают ли дети, за что им могут снизить оценку? Эта беседа должна происходить без ребенка, в спокойной манере, не в виде обвинения («За что вы ставите четверки моей дочери?!!»), а тоже – из исследовательской позиции: «Мне не очень понятны правила, не могли бы вы мне их разъяснить?» Для учительницы это тоже важный момент, возвращающий ее в профессиональные рамки.

С другой стороны, я знаю очень много случаев, когда хаотичное занижение оценок – не что иное, как шантаж и манипуляция: когда родители приходят в школу разбираться, им открытым текстом говорят, что ваш-де ребенок не справляется с программой, отстает, вот если я, учительница, с ним позанимаюсь, проблемы исчезнут. Всего каких-то 10 долларов в час. Это вымогательство обычно лечится обращением последовательно к завучу, директору и в роно (или как оно там сейчас называется, я немного отстала от жизни).

Так что мне кажется, что переводить ребенка в другую школу не стоит, слишком велика вероятность повторения истории. Лучше разобраться на месте.

Катерина Демина, практикующий психолог-консультант



Новости





























































Поделиться