Оправдания
«Наши холлы и коридоры и так используются достаточно эффективно, – скажете вы, – они выполняют своё прямое функциональное назначение – по ним удобно ходить. Но можно ли сейчас в них, например, проводить уроки? Может ли стена стать интерактивным учебным пособием?
Департамент образования и науки Москвы объявил конкурс на создание предметно-развивающей среды коридоров и холлов.
Призовой фонд конкурса – 10 миллионов рублей, одна школа может выиграть не более 5, в зависимости от эффективности своей работы.
Заходя во многие школы, можно увидеть чистые пустые коридоры; возникает вопрос, чем же дети занимаются на переменах? Элементарно – на чём они сидят?
Как-то на перемене, поднимаясь со второго этажа на третий, я заметил двоих ребят, сидящих на лестничном пролете, прямо на полу. Я, конечно, поинтересовался, почему они здесь, оказалось, что они дежурные по лестнице, а дежурить удобнее сидя, что естественно. За неимением сидячих мест они сели на пол, что, в общем-то, тоже логично. При чём тут дизайн образовательной среды? Если говорить языком экономики, спрос есть, остаётся только создать грамотное предложение, и «товар станет востребованным»?
«Дизайн образовательной среды» – это зачем?
Но каким образом можно задействовать коридоры и холлы? Кто должен спроектировать пространство? Куда бежать и кто поможет? Хочется получить пять миллионов? Не совсем ясно, при чем тут дети?
Для начала нужно понимать, для чего нужен конкурс Департаменту образования. Для них это эффективный инструмент для обеспечения готовности школ к новому образовательному сезону. Обязательные условия конкурса – отсутствие нарушений, законченный ремонт и подписанные акты о готовности школы к новому учебному году.
Бюрократическая составляющая налицо – готовые отчёты, готовые помещения, устранены нарушения, выявленные проверкой. Это всё для взрослых, для административной команды.
Конечно, мы понимаем, что нарушения устраняются непосредственно для безопасности детей. Не должно быть висящих проводов, датчики пожарной безопасности должны быть исправны, вода в бутылках должна быть свежей и т.д.
Конечно, это всё для них и, конечно, для отсутствия штрафов.
Но ребёнку, который выходит на перемене в пустой коридор, скорее всего глубоко фиолетово – висят ли в каком-то помещении школы провода, свежая ли вода и прибрано ли в школе. Ребенку незачем вдаваться в эти подробности. И он прав. Он хочет, чтобы ему было интересно здесь и сейчас. Так каким же образом сделать создание среды интересным и полезным детям?
Это как?
А может нужно спросить самих детей, чего бы им хотелось? Что было бы интересно?
Например, одним из моих любимых занятий в детстве было – делать перестановку в комнатах. Я без устали двигал шкафы и диваны, видоизменяя пространство и пытаясь найти самый интересный и эффектный вариант. Таким образом я пытался обжить пространство квартиры, сделать его понятным, организовать в нём максимально комфортное место для себя. Когда я подрос, то добрался и до обоев, начал переклеивать их, вместе с папой мы рисовали на стенах различные рисунки. Из старых корпусов от гитар и колонок я создавал светящиеся инсталляции. В итоге некий идеал пространства был создан уже в подростковом возрасте. На стенах – пластинки, в углах комнаты – груды колонок, у одной стены велосипед, на другой стене развешаны гитары. Может, стоит дать детям свободу выбора?
Мы провели экспериментальное образовательное событие в школе № 1065 на тему: «Дизайн образовательной среды холлов и коридоров».
Началось всё с экспертной оценки помещений. Экспертами, конечно, стали сами дети. Заполняя специальные анкеты, мы выявили, что самое большое количество баллов холлы набирают за функциональность. Такие пункты, как навигация, образовательная составляющая и красота фотографий для инстаграма, набрали самое маленькое количество баллов. Таким образом мы определили дефициты наших помещений. После чего провели серию образовательных событий, в рамках которых у детей было место для свободной пробы. Можно было рисовать всё что угодно – дети так и сделали. В эскизах на стенах школы появился дуб из Лукоморья, ноты, сердечки и ещё множество красивых вещей. Но, к сожалению, составить подробное техническое задание на воплощение идей дети не смогли, так как не было произведено должной подготовки. На следующем этапе к работе подошли основательнее. К детям присоединились учителя и родители...
Чем обернулся эксперимент, читайте во второй части.
Продолжение следует....