С одной стороны, это вопрос очень сложный, с другой – очень простой. Сложный, потому что речь идет о детях, в первую очередь принадлежащих определенной среде, где живут взрослые, где есть цели, мотивы и смыслы. Дети каждого времени погружаются в запросы и потребности этого общества. Хотите узнать о детях – посмотрите, в каком обществе мы живем.
Если мы будем сопоставлять детей этого века и детей прошлого, то увидим, как развивается само общество, развиваются запросы общества на профессионалов, людей, которые будут поддерживать это общество и составлять его человеческий капитал. Мы видим, что расширяется спектр задач, которые предъявляются современному ребенку, и поэтому требования к обучению и воспитанию детей тоже, конечно, меняются.
Раньше было достаточно передать детям определенное количество знаний, навыков.
А сейчас ребёнок включается во многие виды деятельности, в разные формы общности, и речь идет о целом спектре компетенций, которыми должен обладать современный ребёнок.
Это означает, что учить его необходимо так, чтобы не только знания и умения составляли цели и задачи обучения его в разном школьном возрасте, но и его способности к включению в различные виды деятельности.
Уже доказано, что для современных детей принципиальным становится включение в исследовательско-проектные формы деятельности.
Каким образом дети могут двигаться в этом направлении и развивать свои способности? Это сейчас широко обсуждают в профессиональной среде.