Ученые заметили, что мемы вызывают у школьников интерес к математике, рассказала представитель группы исследователей Орнелла Робутти. Мем – это шутка, для понимания которой нужно знать три элемента: структуру мема (структурный блок), к чему он отсылает (социальный блок) и информацию, заложенную в него (специализированный блок), в данном случае – математические формулы. Со структурой и социальным значением школьники обычно хорошо знакомы. Они видят, что в меме скрыта шутка, но не могут ее понять, если не разобрались в теме.
Таким образом, мем побуждает их изучить неизвестную тему, чтобы понять шутку.
Исследование было представлено Орнеллой Робутти на международной научной конференции «Психология и технологии в математическом образовании», которая проходит в Москве 18–21 марта. Организаторами выступили Международное общество исследователей в области психологии математического образования (PME) и компания Яндекс.
В одном из многочисленных экспериментов, проведенных учеными, преподаватель давал школьникам контрольную работу в виде мемов. В одном вопросе, про свойство транзитивности, школьники дали правильный ответ, хотя не знали его. Когда их спросили, как они это сделали, они сказали, что догадались по социальному значению мема. Этот случай показывает, что мемы могут нести не только мотивационный посыл, но и обучающий.
Но главное преимущество мемов в математическом образовании в том, что они связывают сухое абстрактное математическое знание с эмоциями.
Изучив материал и поняв шутку, школьники смеются. И этот смех является наградой за изучение математики. Математика как дисциплина начинает ассоциироваться с положительными эмоциями.
«Мемы – это не просто шутки, это способ мышления о математике, – считает Орнелла Робутти. – Мы привыкли думать об учебниках и упражнениях, но для школьников сегодняшнего поколения это реальность. Опыт показывает, что школьники, сидящие на задних партах, часто имеют не очень высокую успеваемость по математике. Мемы – это средство, которое может их вовлечь».
На мотивацию школьников положительно влияют как использование мемов учителями, так и самостоятельное создание мемов.
Таким образом, математика лучше увязывается с творческим процессом и помогает школьникам социализироваться. Ведь самостоятельно придуманная шутка, выложенная в интернете – это один из способов, которым современные подростки общаются друг с другом.
Пока мемы не получили широкого использования в педагогике, однако работа ученых из Туринского университета приближает этот момент, собирая научные данные и обобщая полученный опыт.