Экспертное мнение // Тема дня

«ЕГЭ – всего лишь независимый инструмент оценки знаний. Конечно, несовершенный, но другого нет»

Директор московской школы № 444 Павел Северинец – о том, как внедрялся ЕГЭ и что с ним происходит сейчас, спустя 10 лет после того, как он стал обязательным.

«ЕГЭ – всего лишь независимый инструмент оценки знаний. Конечно, несовершенный, но другого нет»
Фото: rbk.ru

О необходимости введения ЕГЭ – новой формы итоговой аттестации, объединяющей выпускные экзамены в школе и вступительные в вузы, – заговорили еще в начале 2000-х. 16 февраля 2001 года вышло постановление правительства № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена», и в Республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях прошла первая апробация ЕГЭ по восьми учебным дисциплинам. С каждым годом количество участников эксперимента росло, охватывая все больше регионов. В 2008 году его сдавали свыше миллиона учащихся во всех субъектах РФ.

А в 2009 году ЕГЭ стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. За это время вышло достаточное количество научных исследований, посвященных ЕГЭ, изменилось содержание контрольно-измерительных материалов (отменены тестовые части по всем дисциплинам, кроме иностранных языков), а полного согласия в обществе о целесообразности этого экзамена так и не достигнуто. Сторонники утверждают, что ЕГЭ повышает мобильность абитуриентов, увеличивая их шансы на поступление в вузы других городов, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга, и обеспечивает объективную, независимую оценку их знаний. Оппоненты возражают, что ЕГЭ снижает качество образования, сводя весь учебный процесс к натаскиванию на подготовку к экзамену, и создает стрессовые ситуации для учащихся, а мэр Москвы Сергей Собянин дает понять, что на смену ЕГЭ скоро придет электронное портфолио. Комментарии экспертов, которые мы приводим, отражают спектр разнообразных позиций по одному из самых дискуссионных вопросов сферы образования. Сегодня о ЕГЭ – Павел Северинец.

Ровно десять лет назад в школьную жизнь серьезно и надолго вошел Единый государственный экзамен. Сам я сдавал традиционные экзамены. Да и первые годы работы в школе принимал итоговую аттестацию по билетам. Конечно, в этом было что-то теплое, домашнее. Любимые учителя поддержат, когда ты нервничаешь и тянешь билет, успокоят, когда почти падаешь в обморок и уверен, что ничего не знаешь. Ну и конечно, покивают головой – как это можно было не знать? Скажут, что, видимо, плохо выучил, да и отпустят с миром – что без аттестата уходить? Для письменных экзаменов родители выдадут учителям ручки с цветом чернил таким же, как у ребят. На всякий случай. Сами учили, сами принимали и утверждали качество подготовки. Все всё знали и понимали. Тихо, по-семейному. Сложности начинались при поступлении в вузы. Репетиторы. Курсы. Билеты, да не те. Комиссии, но строги. Да и не всегда честны. Удалось мне поработать в приемной комиссии в свое время. Проверял письменные работы. Да и увидел работу изнутри. Тут одни списки, здесь другие. А тут еще внутренние олимпиады. В общем, доверия к системе оценивания и поступления в высшие учебные заведения у меня, как и у многих, не было.

Ответом на всю эту несправедливость и стало введение Единого государственного экзамена. Автоматизированного. Независимого.

Помню, как столичная система образования до последнего оттягивала введение единого экзамена. Вся страна сдает, а мы ждали. Нервничали. Первый «пробный» обязательный экзамен по математике завалили процентов 40 выпускников в школе, где я работал. Но тогда действовало правило «2+1 балл», и аттестат выдавали. Зачем ребятам страдать? Конечно, такая форма оценки, отсоединенная от школы и от вузов, от учителей и преподавателей, вызвала негативную реакцию. От учителей она передавалась родителям, детям, средствам массовой информации. Все ругали, хотя и сейчас некоторые продолжают ругать ЕГЭ. За «угадайку», «дебильные вопросы». Смеялись. Искали лазейки и, к сожалению, организовывали списывание.

В общем, оказались не готовы честно посмотреть в зеркало и получить реальную оценку своей работы.

Ведь ЕГЭ – всего лишь независимый инструмент оценки знаний. Конечно, несовершенный, но другого нет. Да и за эти десять лет как этот экзамен изменился! Честность сдачи выросла в разы. Да, в целом достаточно жесткими мерами, но мерами по отношению ко взрослым, которые позволяли себе работать нечестно. В заданиях ушла тестовая часть (часть А), сами задания стали другими. Расширилась часть С. Больше рассуждения, интересных заданий. И уже эти задания проверяют эксперты, вычитывая каждое слово. В физике, химии, информатике есть практические работы. А уж как сдаются иностранные языки? Это целый процесс: аудирование, говорение, письменные работы. Экзамен развивается, становится более совершенным и уже который год идет абсолютно в штатном режиме. Я уверен, что Единый государственный экзамен продолжит свое развитие. Лаборатории и контент станут виртуальными, работы будут писать на компьютерах и планшетах, да и пользоваться Интернетом разрешат. Да и принимать экзамен будут в специальных авторизированных центрах независимой диагностики в течение всего года, а не двух недель в июне.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube