Выдающийся американский социолог Роберт Мертон при анализе социальных институтов выделял их явные и латентные функции. Реализация явных функций более заметна, чаще обсуждается и подвергается критике. При этом некачественное исполнение латентных функций ведет к накопительному и отложенному эффекту.
Исчерпывающего и единственно верного перечня функций образования не существует, но их наиболее конвенциональный перечень выглядит следующим образом:
- обучение – передача знаний, умений и навыков;
- социализация – передача норм и ценностей и интеграция индивида в социальную систему;
- трансляция культуры – передача культурно-социального опыта;
- социальный контроль – требования к уровню образования, стандарты и пр.;
- «запускающая» роль в формировании трудового пути;
- формирование и воспроизводство навыков рабочей силы;
- формирование социальной структуры через возможности продвижения;
- дифференциация и селекция членов общества.
Именно эти цели и ценности достигаются посредством образования, по мнению большинства авторов. Однако несмотря на их кажущуюся универсальность, они не являются вневременными.
Образование XIX века рассматривается прежде всего как инструмент отбора и разделения на потоки, когда распределение по социальным позициям выступало фактором «аристократизации» и закрепления неравенства в обществе.
Такая дисфункциональность не работает на общественное благо. Как писал Питирим Сорокин, если образование эффективно не выполняет тестирующие и распределительные функции, «если они дефективны…, то никакое социальное улучшение не принесет длительного и глубокого изменения. В конечном итоге историю делают люди. Люди, занимающие положения, которым они не соответствуют, могут “успешно” разрушить общество, но не могут создать ничего ценного, и наоборот».
В XX веке образование ориентировалось на развитие возможностей продвижения. Общедоступное образование становилось социальным лифтом, позволяющим наиболее способным пройти систему тестов и занять лучшие социальные позиции. По прошествии лет понятно, что общедоступная школа глобально неравенство не сдвинула, и как правило это не лифт, «движущийся с самого низа общества до самых верхов». Он чаще всего работает между соседними этажами. Особенно это значимо для стартовой, «запускающей» роли образования в профессиональной карьере.
Если профессия через образование выбирается один раз и навсегда (как было в преимущественно индустриальном XX веке), такая реализация функции становится для человека фатальной. Его основная возможность – в лучшем случае перейти на соседнюю ступеньку социальной иерархии.
Метаморфозы XXI века приносят не только высокие риски неопределенности, но и благо возможностей многократных продвижений. Теперь образование не только запускает, но и продвигает профессиональную траекторию.
И это не только обременяет, но и освобождает. Освобождает прежде всего от ответственности за единственный выбор, последствия которого почти необратимы. Образование, по сути, приобретает новую важную функцию – навигирование, которое заключается в постепенном прокладывании образовательно-профессионального маршрута с учетом новых вводных, возникающих по мере индивидуального становления и развития.