«Понятно, что когда мы говорим о независимых измерителях и независимых контрольно-измерительных материалах, мы понимаем, что к разработке таких материалов привлекаются ведущие специалисты по всем предметным областям. Это и авторы учебников и пособий, разработчики государственной итоговой аттестации, методисты и, самое главное, практикующие учителя».
Формат независимой диагностики подразумевает абсолютно объективную форму проведения, отмечает Кузьмин, проверку работ независимыми экспертами, что прежде прошли аттестацию как эксперты. Они в совершенстве знают систему критериального оценивания. Существует большой банк измерителей по всем предметам. И, самое главное, ценность оценки задания.
Мы все помним, обратился к присутствующим Директор Московского центра качества образования, из своей школьной практики, как некоторые педагоги брали определенные задания, комплектовали или компоновали контрольную работу, давали ее ребятам и после этого происходила оценка контрольной.
«Абсолютно разные задания, абсолютно разный вес у каждого задания и, по идее, должна проводиться тестологическая экспертиза, когда мы понимаем, какое задние валидно, какое – нет; какие задания подходят для оценки и вообще, можно ли выполнить данную работу за 45 минут? Может быть вообще мы получим низкие результаты детей не за счет того, что они не справились с работой, а за счет того, что работа не рассчитана на такое короткое время?»
Каждая школа, каждая семья получает определенную статистику не только по решению заданий и успеваемости, но и по дефициту знаний ребенка благодаря диагностике. Даже у самого лучшего педагога, полагает Кузьмин, оценка так или иначе субъективна.
«Учитель, оценивая ребенка, оценивает в том числе и свой труд, свой вклад в достижение ребенка. Оценивает не только его реальный результат, но и его отношение, взаимоотношения, прилежание к учебе».
И в этом случае, независимая оценка – способ гораздо более объективный. Это оценка динамики реальных достижений ребенка. Не менее важный момент независимой диагностики – ребенок не сравнивается с другими учащимися. В диагностике МЦКО нет оценок, вместо них – процент выполнения работы.
«Нельзя ко всем подходить с одной меркой. Любая оценка должна давать перспективы развития ребенка и наиболее грамотно сравнивать ученика с самим собой».
Оценка становится многомерной и многофакторной.
«Согласитесь, нас окружает цифровой мир: мы читаем книги на планшетах, мы пользуемся порталами госуслуг, оплата в метро и проход – электронные карты. Мир стал цифровым. Электронная форма диагностик, которую мы развиваем, позволяет максимально быстро внедрять в систему оценки качества те достижения, которые есть сейчас и в технологиях, и в содержании» – заявил Кузьмин.
Это и задания с возможностью доступа к сети Интернет, и задания, требующие критического мышления, и виртуальные лаборатории, data science, МЭШ и «Мои достижения».