В моем советском детстве шахматы были в каждой семье. В лагерях, домах отдыха и даже просто в парках я постоянно видела людей, играющих в шахматы. Потом как-то незаметно популярность этой игры сошла практически на нет.
Не могу сказать, что лично меня это как-то расстроило – я шахматами никогда не увлекалась, да и играть толком не умела. Мне, как, впрочем, и большинству людей, казалось, что эта игра для очень усидчивых людей с хорошо развитым логическим и пространственным мышлением – словом, совсем не для меня. (Как выяснила недавно – это заблуждение.)
Информация о пользе шахмат для развития мышления мне как нейропсихологу по образованию попадалась неоднократно, поэтому своего сына лет в 8–9 я записала в шахматный кружок, но занимался он там всего месяца 2–3, а почему перестал туда ходить – не помню уже ни я, ни он.
Не знаю, появились бы шахматы в нашей жизни вновь, если бы пару месяцев назад наш терапевт не поинтересовался, играем ли мы в шахматы. Услышав отрицательный ответ, он удивился: «вы же русские!».
И все же доктору удалось уговорить моего 18-летнего сына, не бравшего шахматы в руки лет девять, составить ему компанию в игре. Когда уже во второй партии сын выиграл, доктор изрек: «Видите – у вас, русских, есть шахматный ген! Все русские имеют уникальную способность играть в шахматы. Лучшие книги о шахматах написаны русскими, у вас самая лучшая шахматная школа и т.д.».
Признаться, такие слова были явно приятнее, чем замечания о склонности русских к злоупотреблению алкоголем и других пороках, с которыми нас часто ассоциируют на Западе.
А спустя неделю доктор научил играть в шахматы мою 13-летнюю дочку, и она стала регулярно и с удовольствием ими заниматься. Удивлению моему не было предела – дочка, в отличие от сына, в интересе к чему-то серьезному замечена никогда не была: книгам предпочитала Ютюб и рисование, музыку и бесконечные селфи. Когда она три раз подряд выиграла партии у более опытных игроков, я всерьез подумала о тайном «шахматном гене русских».
Отдавать ли ребенка на шахматы и каких ошибок следует избегать
Плюсы шахмат
- Одновременное развитие левого и правого полушария, логического и абстрактного мышления, а также воображения.
- Развитие стратегического и тактического видов мышления.
- Способствует развитию сравнительного мыслительного анализа.
- Колоссальная тренировка памяти.
- Развитие различных видов и параметров внимания, и особенно способности к концентрации внимания (то есть именно того, что для многих детей является большой проблемой).
- Приобретается навык мыслить самостоятельно.
- Развивается навык брать ответственность за свои шаги, свой выбор и свои решения.
- Стимулируется способность к предугадыванию результатов своих действий и действий других людей (способность к антиципации).
- Тренируется усидчивость и дисциплинированность.
- Шахматы учат находить нетрадиционные выходы из ситуаций – тренировка нестандартного мышления.
- Учат ориентироваться в незнакомой ситуации.
- Для шахмат нет возрастного барьера, здесь может на равных соревноваться десятилетка с глубоким пенсионером, шахматы объединяют разные поколения.
- Язык, национальность, ограниченные физические возможности не влияют на процесс игры. Отсутствие подобных барьеров позволяет использовать шахматы как инструмент для интеграции в общество.
- Шахматы, и особенно с мудрым тренером, могут в некотором роде стать для ребенка проекцией многих жизненных ситуаций.
Недостатки игры
- Шахматы – это спорт интеллектуальный, тренировка ума, поэтому у человека, увлеченного шахматами, нередко развивается малоподвижный образ жизни. Но формула «шахматы – малоподвижность» подходит далеко не ко всем игрокам. Достаточно посмотреть на того же Магнуса Ларсена.
- Подвижный и активный ребенок из-за шахмат не превратится в малоподвижного. Но стоит отнестись внимательнее к ребенку, склонному к малоподвижному образу жизни. В этом случае надо следить, чтобы ребенок больше гулял и занимался в спортивной секции.
- Кстати, сегодня уже придумано немало упражнений, которые можно делать одновременно с игрой в шахматы. Например, когда оба партнера играют в позиции полуприседа.
- Дети могут слишком остро переживать проигрыши. Поэтому здесь, как и в любой игре, важно, чтобы ребенок умел проигрывать, относился к проигрышам философски и не терял самоуважения и уверенности в себе. И это во многом зависит от родителей.
- Дети-интроверты, увлекшись шахматами, рискуют еще больше погрузиться в себя и сузить свой круг общения со сверстниками. Родителям важно следить за этим.
- Шахматистов часто обвиняют в отсутствии интереса ко всему, что существует помимо шахмат. Но такие же обвинения можно услышать и в адрес футболистов или теннисистов. Ну и конечно, чтобы ребенок развивался всесторонне, родители должны прилагать к этому усилия, идти на разные хитрости.
- Для того чтобы ваш ребенок получил всю пользу от этой игры, вовсе необязательно стремиться достичь уровня шахматного гроссмейстера. Просто приобретите шахматы и научите своего ребенка в них играть (сами или в шахматном клубе), обеспечьте ему возможность регулярных игр с разными партнерами.
И соблюдайте меру. Если у вас нет честолюбивых планов воспитать чемпиона мира или гроссмейстера международного уровня, зарабатывающего на жизнь игрой в шахматы, то старайтесь сделать так, чтобы эта игра стала лишь одной из составляющих жизни ребенка.
И, конечно, важно, чтобы он получал от игры удовольствие.
Конечно, важно, чтобы он получал от игры удовольствие.