– Все ваши проекты так или иначе призваны помогать родителям в воспитании детей. А в какой помощи нуждаются сегодня родители?
– В первую очередь родители нуждаются в экспертизе и навигации в вопросах образования детей. Сейчас много новых методик, школ, книг, сайтов об образовании, развитии и воспитании детей, и не всегда родители могут сориентироваться, что нужно, а что нет. Поэтому уже несколько лет назад собралась небольшая группа единомышленников и решила заниматься проектами, которые будут помогать родителям разбираться в вопросах образования детей.
– Но подобные проекты уже существуют…
– Да, есть разные школы для родителей, университеты, даже академии. Чего только нет! Но в основном они направлены на оказание психологической помощи, а не на содействие в решении каких-то практических вопросов. А вопросов этих возникает множество.
Есть разные школы для родителей, университеты, даже академии. Чего только нет! Но в основном они направлены на оказание психологической помощи, а не на содействие в решении каких-то практических вопросов.
Одиннадцать школьных лет мы отбываем всей семьёй как трудовую повинность. Школа, домашняя работа, родительские собрания, собираем деньги или не собираем деньги… Плюс к этому есть проблемы, с которыми наше поколение родителей сталкивается впервые. Например, как отобрать девайс и вручить книжку. Сегодняшние дети, кажется, родились с айфоном в руке. Мы же не сделаем вид, что живём без Интернета, телефона, телевизора, компьютера!.. Надо как-то начинать в этом разбираться. Надо понимать, что в Сети полезно, а от чего нужно оградить. Большинство же не в курсе.
Простой пример. Мои дети играют в «Майнкрафт». Это мне вообще ни о чём не говорит. По мне, что «стрелялки», что «Майнкрафт» – без разницы. Поэтому я, естественно, была против.
Но однажды средний сын, которому было тогда 6 лет, мне говорит: «Мам, знаешь, в “Майнкрафте”, чтобы построить дом с окнами, надо сделать стекло. Стекло из чего делают?» И он мне рассказал, из чего. Оказывается, чтобы в «Майнкрафте» построить дом или ещё что-то сделать, нужно все эти компоненты собирать. По сути, это знание о мире, начиная с каких-то элементарных вещей. Значит, есть в этом какая-то польза! Сейчас в Интернете и приложениях есть огромное количество онлайн-курсов, онлайн-олимпиад, познавательных игр. И хорошо бы родителям знать об этих новых возможностях.
Так появилась Лига современных родителей.
– Создаётся всё же впечатление, что среди различных родительских объединений, существующих сегодня, ваше стоит особняком. Своего рода неформат…
– Так оно и есть. Объединения родителей, которые сейчас есть, не образовательные проекты, а именно объединения – Национальная родительская ассоциация, Национальный родительский комитет, «Родительское Всероссийское Сопротивление» и другие – своего рода «окологосударственные». Они устроены на основе ячеек на местах, фиксированного членства, проводят съезды. Но это совершенно не наша история.
Поэтому мы для себя уяснили, что наша задача – это расширение круга осведомлённых родителей. Мы не говорим, что занимаемся образованием родителей, скорее просвещением. Мы создаём интересные новые живые форматы, в которых интересно принимать участие как авторитетным экспертам, так и активным заинтересованным родителям.
И что особенно важно - у нас не просто мамы и папы делятся своим опытом, у нас много экспертов. Педагоги, директора школ, психологи, создатели образовательных проектов - мы всегда можем получить их помощь, консультацию, рекомендацию.
– Почему родители стали так активны в последнее время? С чем это связано?
Думаю, с повышением общего уровня информированности и, к сожалению, нервозности. Слишком много информации, слишком много разнообразной ответственности. Мы не знаем, кому верить, а кому нет.
С другой стороны, родители много читают, занимаются самообразованием и нам хочется занимать более активную позицию в отношении образования наших детей, чем просто выбрать школу и успокоиться на этом.
Кроме того, сейчас многие родители переводят детей на семейное обучение, открывают свои детские сады и школы. Подростки создают свои проекты и бизнесы. Все это требует новых знаний и навыков.