Сколько всего уже сказано про нашу систему просвещения: и по ЕГЭ прошлись, и по образованию вообще, и по школьной форме.И все хочется что-то поменять, а непонятно – что. А я скажу: проблема в неактуальности. Проблема в том, что некоторые предметы в школьной программе устарели в принципе, и это здорово искажает восприятие и мешает обучению, а главное, не дает полезных и применимых в жизни знаний.
ОБЖ
Основы безопасности жизнедеятельности давно превратились в «Откуда берутся дети и как не сдохнуть в пожаре». По сути, в этот урок впихнули все то, что не смогли впихнуть в остальные предметы, и именно поэтому к предмету относятся несерьезно все ученики без исключения. Со временем предмет превратился в посмешище, хоть и мог бы быть одним из важных и нужных.
Если бы ОБЖ включал в себя изучение основ самообороны, действительно важные навыки выживания и, например, практику первой помощи, цены бы ему не было: лично я бы пинками заставляла своего ребенка ходить на все уроки и тщательно вести конспект.
Но ОБЖ превратили в халяву, ведь там рассказывают о том, что к предмету не относится: дают жалкие зачатки неграмотного сексуального образования (для которого как раз и стоило бы выделить отдельный предмет) и объясняют, что солнце садится на западе, а также пичкают основами обществознания, хотя к безопасности жизнедеятельности обществознание относится весьма и весьма отдаленно. Раньше еще рассказывали про устройство противогаза ГП-7, который, конечно же, у каждого дома под подушкой лежит.
ИЗО
К моему величайшему сожалению, до сих пор дети до седьмого класса два урока в неделю спускают на рисование параллелограммов, причем рисование бездумное и тупое: мы, например, их рисовали, подходили к злобной учительнице, получали развернутую лекцию, суть которой заключалась в том, что мы все бездарны, а потом возвращались за парту и снова рисовали параллелограмм. Иногда уроки ИЗО похожи на детский утренник: все делают веселую ерунду и замечательно праздно проводят время. Но это совершенно бесполезно.
Гораздо логичнее было бы заменить никому не нужные уроки бездумного рисования на историю искусств, причем не только живописи и скульптуры, а искусств вообще.
Чтобы был урок культурного просвещения: это и отдых в какой-то мере, и общая эрудиция подтягивается, и интеллект развивается. И тогда дети знали бы имена и биографии композиторов, разбирались бы в культурах и традициях разных стран, в религиях, мифах и легендах. Все это потом помогло бы в изучении литературы и языков, а также вместо умения рисовать домик дети приобрели бы неплохой культурный багаж.
Алгебра и геометрия
Естественно, я против отмены изучения технических наук. Однако деление на алгебру и геометрию кажется мне неоправданным: математика включает в себя и то, и то, и разделять две части целого глупо. Алгебра и геометрия взаимосвязаны, и их одновременное изучение рациональнее:тригонометрические уравнения легче понимать, когда за урок до этого ребенку объяснили, что и где в треугольнике нужно поделить на гипотенузу, чтобы получить синус.
Алгебраические способы решения геометрических задач и графические решения задач алгебраических обычно сложнее для понимания, так как дети изначально думают, что цифры и уравнения – для алгебры, а рисунки – для геометрии.
Понимание предмета становится поверхностным, и в первой же нестандартной задаче ребенок споткнется, так как для него в алгебре существуют лишь цифры и буквы.
Музыка
О да. Уроки музыки – еще одна «халява» для школьников. Еще один или два академических часа в неделю, потраченных впустую.
Детям неинтересно просто слушать музыку и просто записывать биографии композиторов.
Думаю, с музыкой разумнее было бы поступить так же, как с ИЗО: превратить в историю искусств и тратить больше времени исключительно на культурное развитие. Без глупого пения частушек и конспектов, которые никто никогда не будет вести.
Можно бесконечно долго говорить о том, что стоило бы, например, объединить физику, химию и биологию, что русский и литература также должны изучаться вместе. Я пока что не могу сказать точно, какого мнения придерживаюсь я.
Но я могу сказать одно: нужно избавляться от старого и концентрироваться на новом. И тогда новое поколение будет и эрудированнее, и умнее и не будет забивать мозги ерундой, которую преподают по инерции, просто потому, что привыкли преподавать с 1937 г.