Цифровизация и цифровые технологии вряд ли усилят разрыв между лидерами и аутсайдерами образовательной системы, считают эксперты конференции новых образовательных технологий EdCrunch-2019, открывшейся в Москве.
На пленарной сессии «Точка перегиба: от человеческого капитала к человеческому потенциалу» главной темой дискуссии стали возможности цифровых инструментов для развития потенциала как одаренных людей, так и в массовом сегменте.
Специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков отметил, что в будущем у каждого человека должен быть «бесконечный второй» шанс.
«Если ты сделал ставку и она не сыграла, это не конец карьеры. Должна быть возможность попробовать второй и третий раз. Это значит, что цифра и искусственный интеллект должен развивать не одну твою суперспособность, но и то, что станет второй, третьей и четвертой способностью».
Заместитель министра просвещения РФ Марина Ракова отметила, что система образования в России сегодня направлена в основном на работу с массами. «Экстенсивная советская и постсоветская система работы только с одаренными уходит на второй план. Одаренные будут абсолютно всегда и они будут формировать цифровую среду, которая будет работать в массы. Мы считаем, что это абсолютно вытягивающая модель и цифровизация повышает мотивацию как для тех, кто создает саму среду, так и для тех, кто в ней работает как потребитель и пользователь».
Система образования должна создавать условия для развития потенциала каждого человека, подчеркнул председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович. «Если среда достаточно конкурентная и бизнес ее может обеспечить, есть шанс с использованием цифровых методов работать не с массами, а с каждым человеком, с каждым учащимся – с каждым ребенком или взрослым. Это самое главное. И таким образом давать шанс, давать возможность каждому, не просто вытягивать, а давать средства, чтобы развивать свой потенциал, выбирая ту или иную траекторию. Цифровые методы дают эту возможность. Главное – правильно воспользоваться».