О Рождестве можно и нужно рассказывать как об историко-культурном феномене, событии, окруженном загадками и преданиями, при этом учитывая, что абсолютно все, что пришло к нам из глубины веков, обросло мифами, и не забывая о том, что никакой устойчивый миф не возник на пустом месте.
Безусловно, следует сказать, что для христиан Рождество носит сакральный характер и занимает особое место в церковном календаре.
Преподаватель, очевидно, имеет право отстраниться от религиозной составляющей предмета своего рассказа, но сам рассказ должен быть эмоциональным, ярким. Рождество стало в общекультурном контексте, в опыте бытия человечества проводником людей в мир детства, волшебства, грез. Прочтение этого праздника через идеальное, прекрасное, драгоценное как раз и дает педагогический эффект.
История праздника
Учитель может разделить свое повествование на рассказ о событии Рождества и на рассказ о традиции его празднования, сделав акцент на той части, которая ближе самому педагогу или отвечает тем или иным актуальным задачам.
На мой взгляд, о Рождестве нужно говорить с вдохновением или не говорить вовсе.
Учителю, начинающему повествование, рекомендую оттолкнуться от таких слов: «Предание свидетельствует» или «В священной книге христиан сказано», а далее с опорой на евангельский текст рассказать об обстоятельствах прихода в мир Иисуса Христа.
Особое внимание я советую уделить таким позициям, как сочетание важности происходящего для судьбы мира и простоты самой обстановки рождения необыкновенного младенца, миссия матери на земле, цельность природного мира, извечное противостояние добра, добродетели, света (Мария, младенец Иисус, Вифлеемская звезда) и зла, коварства, мрака (Ирод, его сатрапы). Рассмотрение рождественского сюжета в нравственно-духовных категориях я считаю предпочтительным. Историческую обрисовку картины (Римская империя, Иудея как римская провинция, свидетельства Иосифа Флавия) можно дать, конечно, в ряде случаев, сообразуясь с конкретными условиями проведения беседы, ее форматом, составом аудитории и пр.
В фокус самого рассказа, полагаю, не должна попасть дилемма «верить – не верить». Не верить в сам факт явления на земле Бога – это приватное дело индивида в светской школе, не верить в благо, в милосердие, в добро – дело не только личное, но и социально-педагогическое.
Рождественская тема в культуре и традициях разных народов
Обязательно нужно привести примеры присутствия рождественской темы в культуре и традициях разных народов: в живописи, в убранстве домов, в песнях, в музыке, в литературе.
Я бы обратил внимание на то, что в России «новогодняя» елка долго была именно рождественской.
А также на славянские колядки, на старейшую русскую оперу Дмитрия Ростовского «Рождественская драма» (1702 год) в блестящей постановке Бориса Покровского, на обилие топонимов, связанных с Рождеством (только в Московской области сел Рождествено насчитывается восемь). Также уместно затронуть вопрос о практике ведения счета лет от Рождества Христова.
Итак, повествуя о Рождестве, мы не боремся с мифологической составляющей (уж тем более не пытаемся ее вычленить), а используем ее в своих целях; мы предлагаем ребятам рассказать о добрых делах, сделанных за год, о желаниях (если они не секретные) и планах детей на будущее. В ходе беседы мы интересуемся, кто из детей родился в последней декаде декабря – в начале января.
Ну, в конце концов, разве рождение ребенка – не чудо?