Экономика // Комментарий эксперта

«Педагогам следует вернуть гарантированный достойный оклад, который будет учитывать все виды деятельности»

По данным Росстата получается, что в среднем по стране учителя неплохо зарабатывают. На деле педагоги нагружают себя дополнительными уроками и внеурочной деятельностью, чтобы сводить концы с концами, уверена Любовь Духанина, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке.

«Педагогам следует вернуть гарантированный достойный оклад, который будет учитывать все виды деятельности»
Фото: drivenfm.com.au

– Как Вы оцениваете динамику учительской зарплаты за девять месяцев 2018 года?

– Если отталкиваться от официальных статистических данных, то за первые девять месяцев 2018 года мы можем увидеть положительную динамику.

Но реальная зарплата педагога в обычной школе может отличаться от статистической на восемь-десять тысяч рублей.

Об этом свидетельствуют опросы учителей, проведенные в прошлом году Общероссийским народным фронтом совместно с фондом «Национальные ресурсы образования».

Есть еще несколько нюансов.

По данным Росстата получается, что в среднем по стране учителя как будто вполне неплохо зарабатывают. На деле педагоги нагружают себя дополнительными уроками и внеурочной деятельностью, чтобы сводить концы с концами.

В среднем учителя работают 70 часов в неделю, при этом только половину этого времени они тратят на ведение уроков и воспитательную работу.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются учителя, – непрозрачность заработной платы. Стимулирующие выплаты в большинстве регионов не подлежат никакому прогнозированию.

Зачастую учителя не знают, какую зарплату получат в следующем месяце. При этом стимулирующие могут использоваться как инструмент административного регулирования уровня заработной платы: где-то за один месяц учителям могут выплатить премии в тройном размере, где-то – пообещать премию и не выплатить, посчитав, что целевой уровень заработной платы по региону уже достигнут.

– Сегодня предлагаются разные варианты по увеличению учительской зарплаты. Насколько они реальны?

– Ранее, в 2018 году, Министерство образования и науки России предложило повысить зарплаты учителям школ до 150% от среднего заработка по региону. Были предложены два варианта: первый предусматривал ежегодное повышение зарплат на 10%, в результате к 2024 году они выросли бы до 160%. В абсолютном значении – с 37,8 тыс. рублей в 2018 году до 76,5 тыс. рублей в 2024 году. Для этого требовалось увеличение фонда оплаты труда педагогов с 567,7 млрд рублей до 1,332 трлн рублей в 2024 году. Второй вариант предполагал повышение зарплат до 150% в 2019 году, фонд оплаты труда в 2019 году должен был быть увеличен на 255,2 млрд рублей. Ни один из вариантов реализован не был.

Также предлагается довести базовые оклады педагогов до уровня МРОТ, до уровня двух МРОТ, до средней заработной платы по регионам.

Эксперты РУДН посчитали, что для доведения базовых окладов учителей до уровня МРОТ необходимо привлечение дополнительных 61,6 млрд рублей ежегодно, для доведения до уровня двух МРОТ – 84,7 млрд рублей, доведение окладов до средней заработной платы по регионам – 283,7 млрд рублей.

– Да, объемы средств немаленькие. Есть ли альтернатива популистским решениям?

– С учетом продолжающегося оттока кадров из школы необходимо найти дополнительные деньги – ведь в ближайшем будущем будет введена национальная система учительского роста, которая предполагает разноуровневый труд учителя.

Мы выступаем за отказ от разделения заработной платы на базовую и стимулирующую части.

Педагогам следует вернуть гарантированный достойный оклад, который будет учитывать все виды деятельности. Это повысит прозрачность системы расчета зарплаты, снизит возможности манипуляций.

Подготовила Ольга Дашковская



Новости





























































Поделиться